Традиции свадебного этикета в России менялись с наступлением каждой новой эпохи, но основные обычаи оставались неизменными: сватовство, венчание и свадебный пир.
В средневековой Руси существовали четкие правила того, на ком можно жениться, а на ком нельзя. В первую очередь запрещался брак со всеми родственниками и свойственниками, то есть родными жены или мужа.
Также нельзя было вступать в брак людям, связанным друг с другом духовным родством по крещению.
Глава семейства мог, не спрашивая согласия детей, женить их по своему выбору или выдать замуж!
Сватовство
Задумав женить сына, хозяин дома засылал сватов к отцу выбранной девушки для разговора о возможном браке между их детьми.
Если отец будущей невесты соглашался и говорил, что посоветуется с ее матерью и родственниками, то сразу заходила речь о приданом.
Обычно в приданое давали одежду, деньги, а в дворянской среде земли и крепостных. Если приданое сватов устраивало, отец невесты назначал дату свадьбы.
Он составлял документ, в котором оговаривалось ее приданое.
Сама же девушка была не в курсе событий: от нее грядущие перемены в жизни тщательно скрывали.
Если жениха приданое устраивало, он посылал тех же сватов с просьбой показать ему невесту.
Однако в соответствии с древними свадебными традициями русского народа лицезреть девушку предстояло не ему, а специальному смотрителю; название этот обычая знакомо всем — смотрины. Только тогда невеста узнавала о предстоящем замужестве.
Домочадцы стремились показать ее в лучшем виде, а потому наряжали в самую лучшую одежду, несовершенства лица маскировали с помощью подручных средств, при необходимости прикалывали к волосам искусственную косу, а если невеста была мала ростом, то к обуви прикрепляли высокие каблуки или специальные подставки.
Иногда прибегали и к обману: например, если девушка была дурна собой, то вместо нее показывали другую.
Родители невесты звали всех своих родственников на трапезу, которая устраивалась по поводу смотрин. Девушку сажали за стол вместе с гостями.
В соответствии со свадебными традициями смотритель на Руси задавал невесте вопросы, проверяя, насколько она умна.
При получении хорошего отзыва о девушке жених объявлял о готовности вступить с ней в брак.
После этого происходил сговор, сопровождавшийся скромным застольем. Назначался окончательный срок свадьбы и составлялся своеобразный «брачный контракт».
Сама же девушка по-прежнему не показывалась, так как считалось очень дурным тоном, если жених видел невесту до свадьбы.
Если после сватовства и сговора жених узнавал что-либо негативное про суженую и отказывался от нее, то это считалось великим позором для девушки.
О ней распространялась дурная слава как об «отказной», что практически гарантировало перспективу остаться старой девой.
Родители невесты считали весь свой род опозоренными и обращались для суда к патриарху, надеясь обязать нарушившую обязательства сторону выполнить заключенный договор.
Сговор считался поворотной точкой, после которой отступать от задуманного было поздно.
Обиды такого рода приравнивались к оскорблению целой семьи. Если патриарх не давал желаемого разрешения, за подобную обиду жестоко мстили.
Свадьба
В русской традиции свадьба всегда представляла очень красочное зрелище. Невеста с женихом до и после венчания совершали множество разнообразных обрядов.
При этом свадьба самого привилегированного класса России XVII века, бояр, сильно отличалась чином от свадьбы простонародья.
В назначенный день жених ехал за невестой. Впереди свадебной процессии шел поп с крестом, затем гости жениха, а в конце — сам жених с дружкой. Впереди всей процессии несли пирог.
Жениха в доме невесты приглашали к накрытому столу и угощали. В это же время женщины расплетали невесте косу, а взамен плели две и надевали головной убор замужней Дамы. Потом ее лицо закрывали фатой.
Перед отъездом к венчанию родители благословляли жениха и невесту; перед их выходом из дома снимали образа и благословляли вторично.
Только теперь родители соединяли руки брачующихся – до этого момента они не смели касаться друг друга.
После обряда венчания новобрачные ехали к жениху. Там их встречали его родители и благословляли образами, подносили хлеб-соль. Потом все садились за столы пировать. Только перед тем, как сесть за стол, невеста открывала лицо.
В середине пира отец и мать благословляли молодых идти спать и провожали до покоев, а потом возвращались к столу.
Через какое-то время родители посылали к новобрачным дружку «спросить о здравии».
Это условная формула: все понимали, что имелось в виду. Если жених говорил, что он в добром здравии, то все женщины шли в опочивальню к молодым с поздравлениями, а родители жениха посылали гонца к родственникам невесты с известием о ее «здравии».
Сами молодые из спальни больше не выходили. Гости к вечеру разъезжались.
По традиции боярская свадьба на Руси длилась три дня и оканчивались «поездом на поклон».
Жених со свадебным людом ехал на поклон к царю и, будучи принятым, кланялся до земли. Государь принимал их всех сидя, шапку не снимая.
Он поздравлял жениха и благословлял его образами, дарил подарки и подавал жениху и дружке вино. Невеста на поклон к царю не ездила.
В это время невеста посылала гонца к царице и царевнам с подарками. А те, в свою очередь, посылали спросить невесту о здравии. Езда «на поклон» и «дарение» были обязательны.
Это была часть дворцовой церемонии, ее нарушение влекло за собой резкое осуждение со стороны монарха. Дело в том, что царь и царица должны были одобрить супружеский союз
Брак без государева благословения считался плохим и недолговечным!