Многие правила и особенности современного этикета пришли к нам из древних времен античности и Средневековья.
Мы никогда не задумываемся над тем, почему, здороваясь со знакомыми, надо снимать перчатки, почему рыбу следует есть с помощью специального ножа и, наконец, почему в общественные места мужчинам следует входить прежде женщин.
В самом деле, откуда взялись усложняющие нашу жизнь правила хорошего тона и зачем они нужны?
Старинный этикет
Перед тем как поздороваться, мужчины снимают перчатку с правой руки, и вот почему.
В эпоху Возрождения вошли в моду кольца с миниатюрными остриями, начиненными смертельным ядом.
Следуя хорошему тону, мужчины снимали перчатку для того, чтобы те, с которыми они здоровались, не боялись, что рукопожатие окажется для них последним.
Женщин такое правило не касалось – им руку не пожимали, а целовали. Однако представительницы прекрасного пола тоже нередко пускали в ход колечки с «сюрпризом».
Из истории развития этикета известно, что во время прогулки дама держится за правую руку своего кавалера (если он не военный).
Дело в том, что в старину на левой стороне мужчина носил шпагу, и его спутница могла помешать ему оперативно применить оружие.
Мужчина всегда пропускает женщину вперед, а вот в общественные места, например в ресторан, он входит первым.
Как объясняют историки, в XVIII-XIX веках в питейных заведениях часто происходили потасовки и прочие безобразия; чтобы обезопасить свою даму от возможных неприятностей, кавалер должен был первым переступить порог и убедиться, что ей ничего не угрожает.
Традиция подавать руку женщине, выходящей из автомобиля или из общественного транспорта, относится к тем временам, когда ездили в каретах.
Само собой, дама в платье до пят покинуть высоченный экипаж без посторонней помощи не могла.
С античных времен в Европе не полагается дарить девушкам и незамужним женщинам орхидеи.
Причина заключается в том, что «орхис» в переводе с латыни означает «некоторую интимную часть мужского организма», а сам цветок, как считалось в древности, повышает «греховную страстность и темперамент».
Застольный этикет
Обычай желать сидящим за обеденным столом приятного аппетита вошел в обиход еще при французском короле Карле Великом (VIII—IX века). Правда, в те времена это пожелание воспринималось не как формальное проявление вежливости, а как руководство к действию.
Настоящий рыцарь был обязан демонстрировать мужество не только на турнирах, но и за столом.
Считалось, что если гость мало ест и пьет, то он либо не уважает хозяина, либо слаб здоровьем.
Мужчин, неспособных поглотить огромное количество пищи, не ставили ни во главе войска, ни во главе государства. Карла Великого, обожавшего путешествовать инкогнито, узнавали по обилию валявшихся у его ног обглоданных костей.
По старинному этикету тот, кто разливает за столом вино, должен сначала налить немного себе, а потом всем присутствующим, — такая традиция обрела популярность в Древнем Риме.
Специальный раб-виночерпий был обязан первым пробовать напиток на предмет обнаружения в нем яда.
Если он выживал, то кувшин с вином пускали по кругу. Однако во время пиршества нередко кто-нибудь из гостей все-таки украдкой бросал щепотку ядовитого порошка в бокал своего соседа.
Испокон веков в Западной Европе было принято полоскать рот после еды, но вовсе не из соображений гигиены.
В середине XVI века Эразм Роттердамский писал, что бокалы были предметом роскоши, и даже на самом шикарном столе их насчитывалось всего две-три штуки.
Одним и тем же бокалом пользовалось несколько человек, поэтому перед тем, как пригубить вино, им предписывалось «очистить рот от недоеденных остатков посредством полоскания, дабы не испортить соседу трапезу».
В XIX веке стали пользоваться специальными ножами для рыбы.
Дело в том, что приборы изготавливались из железа, которое окислялось и впитывало в себя запахи разделываемых ими продуктов. Рыбные ножи настолько сильно «благоухали», что ни мясо, ни овощи резать ими было невозможно.
Когда в XVI веке в Европе появился чай, никто, даже аристократы, понятия не имели, как его употреблять.
Однажды на званом обеде у одного английского герцога на стол подали салат из чайных листьев. Приглашенные ели его с трудом и отвращением. Ужасная была гадость — горькая и несъедобная.
Но отказаться от угощения не позволял этикет. Дожевали и едва досидели до окончания мероприятия.
Один из гостей чуть не задохнулся от учащенного сердцебиения, а остальные просто страдали от тошноты. Прошло еще много лет, прежде чем европейцы узнали, что чай надо не есть, а пить.
Начало истории застольного этикета датируется XIII веком.
Английская королева Елизавета II назубок знает правила застольного этикета. Однако относится к ним лишь как к неизбежному злу.
Когда же она ест и пьет в собственных покоях наедине с собой, королева соблюдает далеко не все правила хорошего тона.
А если уж она не в силах одолеть всю снедь, то просит слуг не выбрасывать остатки пищи, а использовать их в следующей готовке — к примеру, начинить ими пирожки или запеканку.
Вкусно накормить дорогого гостя — это только полдела. Первое правило французского этикета XVII века: «Если хочешь заполучить в гости интересного человека, умей избавить его от скуки».
Поэтому хозяин должен изрядно постараться, чтобы развлечь приглашенных. В этом искусстве особенно преуспели русские аристократы.
В начале XIX века московский богач Николай Александрович Дурасов кардинально перестроил усадьбу Люблино и начал с размахом принимать гостей.
Во время обильного обеда радушный хозяин устраивал представление, на котором артисты пели и играли на рояле и кларнете.
Затем следовала прогулка по роскошному оранжерейному парку, осмотр зверинца, после чего все отправлялись в крепостной театр, где их ожидали новые сюрпризы — комедия, фарс, балет.
Каждые полчаса зрителей обносили подносами с мороженым, фруктами, лимонадом, чаем и прочими напитками. Когда хозяин Люблино скончался, москвичи искренне горевали об утрате.
Во Франции же славились гостеприимством очаровательные дамы. Маркиза де Рамбуйе, хозяйка парижского салона на улице Святого Фомы, вызывала восторги своим умением вести светскую беседу.
Завсегдатай ее салона поэт Венсан Вуатюр рассказывал в письме другу: «Самое большое удовольствие здесь доставляет филигранная беседа, где искрятся умы. Чарующе звучит музыка разговора, заставляющая сердце биться быстрее».
Допетровской Руси пиры устраивали по случаю именин, рождения детей, крестин, свадеб, а также больших церковных праздников.
Ставили длинные столы, во главе которых обычно сидел хозяин дома.
По правилам застольного этикета в России гостей рассаживали по родовитости, а не по занимаемому чину и званию.
Вокруг стола толпилась прислуга, державшая в руках масло, соль, уксус и специи. На стол их не ставили, а добавляли гостям по вкусу. Один из слуг, самый ловкий и расторопный, разливал вино.
Смен блюд было несколько. Пока гости ели одно яство, слуги обычно держали на руках следующее, стоя за спинами гостей.
После «трезвой» части пира наступало веселье, тосты за здоровье всех присутствующих были обязательны.
На этих пирах гости напивались так, что часто возникали ссоры и кровавые драки. Многих в бессознательном состоянии развозили по домам слуги или жены.
Женщины на такие чисто мужские пиры не допускались. Им даже запрещалось находиться в той части дома, где трапезничали их родные.
В качестве исключения им разрешалось присутствовать на свадебных пирах.
Одно из забытых правил этикета – до начала пира хозяин должен показать гостям свою жену. Она вставала в красном углу, а гости – напротив нее.
Женщина приветствовала их легким поясным поклоном, гости же в ответ отвешивали ей земной поклон, то есть касались рукой пола.
После церемонии приветствия хозяин кланялся всем своим гостям земным поклоном и просил, чтобы гости поцеловали его жену, причем сам целовал ее первым.
Все гости по очереди низко кланялись хозяйке, потом целовали ее, а затем, кланяясь, отходили.
Каждый раз она отвечала малым поклоном, слегка наклоняясь вперед. Такая церемония продолжалась до тех пор, пока жена главы дома не была расцелована всеми гостями.
После этой процедуры она каждому подносила чарку вина.
Хозяин дома подходил к каждому гостю и, кланяясь, просил принять у жены вино. Обойдя таким образом всех гостей, хозяин приказывал жене первой испить вина, а затем пил вино из ее рук.
После того как последний гость выпивал вино и возвращал чарку, хозяйка кланялась всем гостям и уходила с пира на женскую половину, где в это время также организовывалась трапеза исключительно для женщин.
Ни один мужчина во время этих застолий не имел права к ним входить.
Бывало, что к приглашенным для «поцелуйного обряда» выводили и других женщин, например невесток хозяина. А вот незамужних барышень никогда не выпускали к гостям.
Особо следует отметить царскую трапезу. Монарх часто обедал в своем кабинете; к столу приглашались самые близкие люди государя.
Трапезничать вместе с царем — это была большая честь и предмет зависти остальных.
Культура застольного этикета предполагала, что перед тем, как сесть за стол, государь становился на колени перед образами и произносил благодарственную молитву.
Вместе с ним ее повторяли все присутствующие. Прежде чем приступить к приему пищи, крестили столовые приборы.
Сначала за стол садился царь и только потом все остальные.
Рядом обязательно находился слуга, называемый стольником: по знаку монарха он начинал подавать кушанья, в первую очередь расставляя их перед царем.
Затем к государю обязательно подходил кравчий и пробовал от каждого блюда по кусочку. Без этой церемонии, по издавна заведенному обычаю, трапеза не начиналась.
Царь указывал, перед каким присутствующим поставить то или иное блюдо, а тот, в свою очередь, уже не мог отказаться от предложенного яства.
За правым плечом царя стоял чашник, в обязанности которого входило наливать в кубок царя напитки.
Прежде чем поставить полный кубок перед государем — в руку его никогда не давали, это считалось неслыханной дерзостью, — чашник отливал из кувшина с напитком себе, пробовал и лишь потом наполнял кубок государя и ставил на стол.
После еды опять звучала благодарственная молитва. Трапеза царицы проходила аналогичным образом.
Современный этикет
Этикет, как и мода, получил историческое развитие. Он постоянно меняется, правда не так быстро.
Некоторые советы, которые предлагают разработчики этикета, безусловно, спорны, но, если вы хотите идти в ногу с новым временем, можете ими воспользоваться.
То, что еще совсем недавно считалось недопустимым, сегодня стало нормой. Например, раньше появление на людях с любовницей (или с любовником) вызывало скандал. В наше время такое уже никого не удивит.
При сервировке стола также допускаются некоторые вольности. Например, можно подавать яства в тарелках, позаимствованных из разных сервизов.
То же касается бокалов, рюмок и столовых приборов. Вместо классической белой скатерти сегодня используют ткань разной длины и всевозможных цветов.
Однако, несмотря на то что сервировка стола стала более демократичной, хозяйке надо помнить, что посуда и приборы должны быть красивыми и дорогими.
В застольном этикете произошла самая настоящая революция. Новые правила разрешают пользоваться столовыми приборами по своему усмотрению, а иногда даже не применять их вообще.
Ведь разве что колесящие по заграницам дипломаты знают, какой вилкой надо есть лобстера, а какой — фаршированную щуку.
Если раньше инициаторами уличных знакомств были исключительно мужчины, то сегодня и дамам не возбраняется первыми завязывать разговор с понравившимися им незнакомыми представителями сильного пола.
Отношения между женщинами и мужчинами стали более свободными, а поведение — более раскованным. Но вот прилюдные проявления страсти считаются, как и в прежние времена, неприличными.
Сегодня целовать ручки можно не только замужним дамам, но и совсем молоденьким девушкам. Однако в поцелуе губы не участвуют.
Мужчина должен лишь слегка наклонить голову, взять даму за руку и, приблизив ее к своему лицу, немедленно «вернуть на место».
Еще совсем недавно вести беседу, не снимая солнцезащитных очков, считалось признаком невоспитанности.
Сегодня общаться с собеседником можно и в очках, но при условии, что вы не находитесь в закрытом помещении.
Изменения коснулись и свадебного обряда. По новым правилам, расходы на торжество берут на себя в равной степени родители жениха, невесты и даже сами новобрачные.
Если родители в разводе, то каждый из них вносит свою лепту: кроме того, они имеют право явиться на свадьбу к своему ребенку с новыми спутниками жизни.
Однако за столом на почетном месте рядом с молодоженами их отчимы и мачехи сидеть не должны, в каких бы хороших отношениях они ни находились.
Тем, кто вступает во второй (третий, четвертый и т. д.) брак, не стоит устраивать пышное и шумное празднество.
Еще одно любопытное нововведение: в США служащие, которые не употребляют духов, получили право работать в помещениях, изолированных от тех, где трудятся их благоухающие коллеги.
Таким образом профсоюзы обезопасили своих подопечных от «ароматизированной» агрессии.
Вообще, правила хорошего тона не приветствуют запах духов на рабочем месте.
Этикет в современное время неоднороден. Наши современники склонны впадать в крайности: с одной стороны, налицо отказ от прежних этических норм, с другой — мода на всевозможные архаизмы, например приметы.
Несмотря на то, что мы живем в XXI веке, многие до сих пор верят в них, и это — из соображений тактичности -приходится учитывать в повседневной жизни. А посему:
- Не сажайте за стол 13 человек — у некоторых такое число может вызвать беспокойство
- Во время рукопожатий не скрещивайте рук — считается, что это к ссоре
- Без особой нужды не раскрывайте в помещении зонтики — это якобы приносит несчастье
- Не дарите носовых платков — некоторые верят, что такой подарок сулит слезы и разлуку
- Не кладите на стол головные уборы, ключи и кошельки -денег не будет
- Не зажигайте 3 свечи — это к болезни
Безусловно, многие приметы вызовут у большинства людей смех или недоумение.
Однако правила вежливости предписывают воздерживаться от комментариев и критики даже самых нелепых суеверий ваших друзей.