Любая гениальная идея возникает неслучайно. В истории моды есть несколько загадочных и канонических вещей, к которым рано или поздно обращается любая модница. Но в чем их секрет, разгадать удается немногим.
История маленького черного платья Коко Шанель, безусловно, уникальна, но именно она позволяет разгадать секреты этой знаковой для современной моды вещи.
Автор шедевра
Повод для появления первого маленького черного платья был достаточно печален: возлюбленный Коко — Бой Кейпел, британский аристократ и истинный плейбой — погиб в автомобильной катастрофе. Накануне они обручились, для великой Мадмуазель это был исключительный случай – она в первый раз, и как оказалось, в последний собиралась замуж.
Платье было сшито буквально за ночь, на одном дыхание – это был порыв души, знак личной скорби и траура. Сшито оно было исключительно «для себя» вопреки всем канонам и правилам тогдашней моды, но положило начало мировой истории маленького черного платья Шанель, которая до сих пор будоражит воображение искушенных модниц.
Истинный шарм и ценность этого наряда раскрывает его фасон. Полуприталенный силуэт, длинные узкие рукава, деликатный округлый вырез и длина, чуть прикрывающая колени – воплощение истиной скромности. Фасон для того времени – середины 20-х годов — был по-настоящему революционным – слишком простым. Chanel как будто играла в бедность и сиротство, и у этого образа есть свои корни – детство она провела в монастыре, куда её и её младшую сестру отдал овдовевший отец. Монахиней Коко, к счастью, не стала, но детство наложило свой отпечаток на всё её творчество.
Маленькое черное платье 1926 года, а именно в августе этого года оно было сшито, произвело настоящий фурор. Дело в том, что сам по себе черный цвет официально считался исключительно траурным, и в светском обществе носить модели такого цвета было не принято. Коко же носила его везде и всюду, невзирая на условности.
Кроме того, подчеркнутая и даже вызывающая простота этого шедевра буквально противоречили канонам женской моды того времени, в которой царили роскошь и гламур. Стандартом женской красоты считалась пышная фигура, а Коко впервые продемонстрировала новый, и конечно, скандальный стандарт. Её стройная, миниатюрная, буквально мальчишеская фигура в черном, дополнительно придающем изящества и элегантной строгости силуэту платье, стала настоящим вызовом общественному мнению.
История создания маленького черного платья Коко Шанель заложила новый стандарт элегантности. Возмущал не только цвет и простота фасона, но и короткая длина – чуть-чуть за колено. Как известно, все свои наряды, ставшие культовыми, дизайнер шила лично для себя, великолепно создавая идеальные пропорции. И искренне считала колени не самой красивой частью тела, поэтому подол её моделей всегда имел четкие ограничения – на ширину ладони ниже линии колен. Она просчитывала все нюансы и колени, по её мнению, должны были быть прикрыты даже когда дама сидит. Идеальные работа с пропорциями силуэта, кстати — один из секретов, гениальной модели.
Кто ввел в моду?
История создания маленького черного платья — пример того, как оригинальные и спорные, на первый взгляд, идеи, меняют ход устои моды. Chanel, кстати, никогда не стремилась к популяризации своих моделей и не создавала коллекций готовой одежды. В первую очередь она шила для себя, а популярность и признание приходили сами собой. Несмотря на то что модель для того времени была слишком смелой и разрушающей все стандарты, её успех был оглушительным. Сама Коко в своих мемуарах признавалась что последующие, после её появления два года шила только черное, а платья удивительно скромного фасона в пресыщенном модой Париже продавались «как горячие пирожки». Да, она была прямолинейна, не только в дизайнерских идеях, но и в выражениях.
Казалось бы, ответ на вопрос «кто ввел в моду маленькое черное платье» — очевиден. Но не совсем, в моду его ввели истинные парижанки, которые всегда первыми по достоинству оценивают стильные идеи. Стоит отметить, что сама Коко никогда не ориентировалась на аристократок – слишком чопорных и консервативных. Её аудитория – светские дамы и обычные парижанки, ценящие элегантность и открытые новым веяниям моды. Кстати, модель стремительно стала популярной не только во Франции, копировать её начали во всем мире буквально через год после появления.
Автором маленького черного платья навсегда останется Шанель. Создать нечто подобное в истории моды удавалось мало кому. Но секрет его феномена кроется даже не в цвете, дизайнер воплотила новую идею женственности. Сделав ставку на простоту и строгость силуэта, она вывела на первый план внешность и индивидуальность обладательницы модели. Но простота модели – только кажущаяся – хорошо продуманные силуэт подчеркивает достоинство фигуры любого типа. Но при этом, модели, как самая первая, так и последующие, шились исключительно из дорогих и очень качественных тканей: шерсть, плотный шелк, габардин. Сама Коко настаивала на неблестящих, матовых тканях, которые добавляют цвету глубины и благородства, а самой модели — магического обаяния.
История с продолжением
Chanel, кстати, считала, что стильные вещи – вне моды и трендов, и сама носила, созданное лично — десятилетиями, просто повторяя модель. Ни один траур не может длиться вечно, и в свой образ она впоследствии внесла эффектные украшения которые носила, умело смешивая настоящие драгоценности и бижутерию. История про маленькое черное платье не получила бы продолжения, если бы его создательница не предугадала будущее моды.
Вопрос «кто создал маленькое черное платье» в истории моды навсегда закрыт, но идея живет и получает новые воплощения. Её интерпретировали и воплощали по-своему многие дизайнеры. Так как, например, это сделал в 60-х годах прошлого века Givenchy, создавая наряды для Одри Хепберн в культовом фильме «Завтрак у Тиффани». Это совершенно новое прочтение идеального силуэта. Givenchy открыл руки и плечи, сделал силуэт облегающим и добавил декольте. Но при этом сохранил каноническую длину «чуть-чуть за колено», демонстративную простоту и элегантность фасона.
Эти модели носили королевы и простые официантки, оно идет как совсем юным девушкам, так и дамам в возрасте. Это по-настоящему уникальная вещь, которая и сегодня должна быть в гардеробе у каждой стильной дамы.
Тем более, что историю маленького черного платья развивают новые поколения дизайнеров. Своя версия этой эталонной вещи есть, например, у Emanuel Ungaro — миниатюрная модель, хорошо облегающая фигуру с открытыми плечами. В качестве материала дизайнер выбрали шелк и кружево. Nina Ricci, со свойственной бренду тягой к элегантности, предлагает классический коктейльный фасон, деликатно подчеркивающий фигуру. А ориентированный на молодежную аудитории бренд Chloe, воплотил идею в натуральной тонкой коже. Но все они в целом придерживаются идеи Chanel – лаконичные, сексапильные силуэты без явного декора, и лишних деталей, подчеркивающие, а не затмевающие собой индивидуальность обладательницы платья.
Chanel, любившая неординарные решения, наверняка бы благосклонно отнеслась к таким воплощениям собственной идеи. Сегодня никто не ассоциирует эту модель с траурным нарядом, а черный цвет уже почти сто лет не выходит из моды. Более того, это, скорее эталонно элегантная вещь, которая есть у каждой ценительницы моды. Есть даже негласное правило, которое выручает в любых спорных ситуациях: когда не знаешь что надеть – надень маленькое черное платье Chanel.