Прежде чем приступать к моделированию женского лица, важно изучить его пропорции, сопоставить их с правилом золотого сечения и понять, что именно нужно откорректировать, чтобы приблизиться к идеальному стандарту.
Это не означает, что ко всем клиентам визажист должен подходить с одинаковым лекалом – необходимо помнить об индивидуальных особенностях и по возможности сохранять их.
Линия симметрии
Самая главная пропорция лица человека – это линия симметрии. Симметрия лица — это баланс левой и правой сторон лица, а также баланс верхней и нижней частей головы.

Асимметрия очень часто не улавливается, так как бывает незначительной. Абсолютная симметрия, однако, смотрится неестественно, и существует мнение, что она появляется у человека после смерти, когда происходит расслабление мышц.
Считается, что чем сложнее устроен организм, тем больше в нем асимметричных элементов. Асимметрия также напрямую зависит от возраста: чем старше человек, тем более в нем проявляется асимметрия. Известно, что к 30 годам асимметрия наблюдается практически у каждого человека.
Тем не менее для специалиста по визажу это не должно быть поводом для самоуспокоения. Если асимметрия слишком явная, ему следует максимально ее нивелировать, сделать практически незаметной, но при этом не пытаться устранить ее на 100%.
Дело в том, что часто в погоне за абсолютным ее устранением мастер добивается обратного эффекта — асимметрия становится еще более заметной.
Это означает, что прежде, чем пытаться выравнивать асимметрию полностью, мастеру следует обратить внимание на соотношение всех деталей лица, ведь погоня за симметрией может привлечь внимание к проблеме в других деталях внешности.
Наиболее часто асимметрия встречается в виде смещения оси симметрии в губах, глазах, бровях.
Поэтому, прежде чем приступать к макияжу, специалист должен проанализировать симметрию всех деталей лица и определить, что подлежит коррекции, а что нужно оставить в неизмененном виде.
Необходимо также учитывать стиль макияжа. Чем ближе макияж к нюдовому и натуральному, тем меньше во внешности нужно изменять, корректировать.
И наоборот, чем ярче макияж, чем сильнее он приближен к вечернему макияжу или арт-макияжу, тем сильнее он будет требовать коррекции и устранения асимметрии.
В плане коррекции и моделирования важно помнить еще об одном приеме. Часто отвлечь от асимметрии можно привлечением внимания к другим асимметричным деталям, например, в прическе, стрижке, деталях одежды, аксессуарах, особенно тем, которые расположены рядом с лицом.
Говоря об асимметрии, не следует забывать и о балансе нижней и верхней пропорций головы. Линия разреза глаз в идеальном лице делит высоту головы на две равные части. Многие специалисты по визажу не учитывают данную пропорцию или просто не знакомы с ней.
Из двух диспропорций одна всегда более выигрышная, или более удобная для коррекции, или более женственная.
Например, когда верхняя часть головы больше, это выглядит для нашего глаза приятнее: лицо с такой диспропорцией кажется более молодым (так как данная диспропорция характерна для детей); более широкий лоб и больший объем головы с зауженной и короткой нижней частью воспринимаются нами как признак высокого интеллекта.
Наоборот, нарушение пропорции в обратную сторону, когда нижняя часть тяжелая, а объем головы меньше, будет воспринято скорее, как признак низкого интеллекта, а также преобладания силы и даже некоторой мужественности.
В значительной части случаев преобладание верха можно вообще не корректировать, тогда как обратная диспропорция почти всегда подлежит обязательной коррекции.
При выполнении мужского макияжа на данную пропорцию также следует обращать внимание, хотя и иначе: излишняя коррекция способна избыточно сократить низ по сравнению с верхом и сделать лицо более женственным.
Дисбаланс верха и низа наиболее значительно изменяет прическа. Поэтому следует помнить, что коррекция прической может работать и без макияжа, а макияж без грамотной прически вряд ли что-то изменит.
В коррекции данных проблем также может помочь прием отвлечения внимания — переноса акцента, например, на брови или активную растушевку на глазах.
При устранении асимметрии следует обязательно работать с обеими сторонами.
К пропорциям лица относится отношение равенства между тремя частями лица.
Первая треть охватывает часть лица от кончика подбородка до основания носа (не кончика, а именно основания носа, поскольку кончик может быть опущен ниже основания или достаточно вздернут вверх); вторая треть — от линии роста волос (а именно линии перехода одной плоскости в другую, иногда эти линии не совпадают) до точки окончания лба, или точки перехода лба в переносицу; последняя треть — от линии перехода в переносицу до основания носа (эта часть равна высоте уха).
Преобладание центральной (средней) части всегда воспринимается как признак женственности. Намного сложнее корректировать обратное соотношение, когда центральная часть меньше двух других частей. Коррекция центральной части — это прежде всего коррекция скул.
Часто можно столкнуться с грубой ошибкой, когда визажисты растягивают коррекцию в этой зоне до угла губ. Например, если нос достаточно длинный, это только подчеркнет его длину еще больше.
Поэтому в таком случае следует «развернуть» коррекцию и тянуть ее к носу, увеличивая тушевку на нижнем веке или опуская головки бровей ниже, — все это в той или иной степени уменьшит длину носа.
Чем ярче накрашены глаза, чем дальше к вискам вытянута растушевка, тем меньше будет казаться нос.
Короткий нос, наоборот, является признаком женственности, а потому, возможно, его совершенно не нужно корректировать. Эти примеры показывают, что при работе над коррекцией следует учитывать все детали лица, не забывая о том, что можно отвлечь внимание, сместить акценты, а также подобрать прическу.
Правило золотого сечения
Понятие «красота» является субъективным, оно зависит в том числе от моды, а потому может претерпевать значительные изменения в соответствии с модными тенденциями. Однако существуют определенные законы, или каноны, которые остаются неизменными на протяжении веков.

Лицо всегда было и будет ключевой частью внешности человека. Именно на лицо обращают большее внимание, подбирая вещи, украшения и т. д. Форма лица, его пропорции, линии, черты влияют на впечатление о человеке, на его образ в целом. Поэтому очень важно учитывать особенности лица при создании образа и стиля.
Чтобы определенно говорить о больших глазах, круглом лице, маленьком носе, нужно в первую очередь определиться с точкой отсчета. Обычно, когда говорят о характеристиках черт лица, подразумевают пропорции, соотношение размеров разных частей лица между собой и их отношение к лицу в целом.
Это правило золотого сечения. Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей так же, как большая ко всему целому.

Золотое сечение достоверно известно со времен Древней Греции, однако существует мнение, что сами греки заимствовали идею золотого сечения у египтян.
Это предположение не кажется таким уж фантастическим, если учесть, что многие произведения искусства Древнего Египта созданы в четком соответствии с правилом золотого сечения.
Принципам золотого сечения подчинен весь мир, эту пропорцию создала сама природа. Все, абсолютно все пропорционально: кости, пальцы, ладони, расстояния на лице, расстояние вытянутых рук по отношению к телу и т. д.
И даже внутреннее строение нашего организма приравнивается или почти приравнивается к формуле золотого сечения.

Наверное, именно поэтому на подсознательном уровне некоторые люди не кажутся нам красивыми, несмотря на то что у них крепкое подтянутое тело, бархатная кожа, прекрасные волосы и красивые глаза.
Достаточно малейшего нарушения пропорций тела, и внешность человека уже слегка «режет глаз». И это означает, что чем красивее кажется нам человек, тем ближе его пропорции к идеальным.
Американский пластический хирург Стивен Марквардт вывел формулу идеальных пропорций лица человека, в основе которой лежит пентаграмма, построенная по принципу золотого сечения. Изобретение было запатентовано и широко используется в пластической хирургии.

Стивен Марквардт 25 лет назад работал над тем, чтобы сделать лица, деформированные от рождения или в результате несчастных случаев, более привлекательными.
Взяв за основу труды Пифагора, Леонардо да Винчи и немецкого профессора Цейзинга и объединив их с многочисленными наблюдениями о золотом сечении, он вывел формулу идеального лица. Нос в профиль и анфас представляет собой треугольник, и в прекрасном лице стороны треугольника в 1,618 раз длиннее, чем его основание.
Треугольник преобразуется в пятиугольник, если в эту структуру включить самое приятное выражение лица — улыбку. Стивен Марквардт, совместив все треугольники и пятиугольники и учтя все соотношения с числом 1,618, создал «маску красоты».

Можно сказать, что чем лучше «маска красоты» подходит человеку, тем красивее его лицо. Маска подходит как женщинам, так и мужчинам, и ее применимость не зависит от расы.
Соотношение лица и головы
Когда говорится о правильных с эстетической точки зрения пропорциях лица человека и их соотношении к голове, то в первую очередь учитывается линия роста волос. Иногда она может опускаться так низко, что заходит на центральную часть лица.
Поэтому задача специалиста по макияжу заключается в том, чтобы определить начало этой линии, а именно стык перехода части лица в закругленную часть черепа, правильно. Соответственно, чем он ниже, тем меньше лоб, и наоборот.
Скорректировать слишком высокую линию роста гораздо проще, чем низкую (низкую можно разве что сбрить).
Следует помнить, что линия пушкового волоса на лице, переходящего в волосяной покров головы у человека, может быть до 3 см шириной, и это необходимо учитывать при определении начала лицевой части.
В идеальном женском лице объем волос составляет 1/3 от верхней пропорции головы, в мужском лице — 1/4 этой пропорции.
Тень на лице вдоль линии роста волос не относится как таковая к анатомии черепа, поэтому при коррекции ее не следует делать слишком активной.

Известно, что тени на лице распространяются от центра лица к его периферии и сверху вниз, поэтому логично, что тени в верхней части лица проигрывают по интенсивности теням в нижней части.
Пропорции лица — это также отношение его высоты к его ширине. При этом следует учитывать именно ширину костной структуры черепа, не принимая в расчет подкожно-жировую ткань.
Для пропорций лица идеалом считается форма овала. Однако при этом не ясно, что именно считать овалом.
В фигуру с пропорцией 1:1, высота которой равна ширине, могут быть вписаны разные геометрические тела (круг, ромб, квадрат, трапеция), но не могут быть вписаны ни овал, ни прямоугольник. В фигуру с пропорцией 1:2 могут быть вписаны и овал, и прямоугольник.

Более совершенными считаются пропорции 3:2 или 1,5:1. Но даже они являются всего лишь приближением: если вписать тело в фигуру, построенную с учетом такого соотношения, то глазу будет казаться, что эта конструкция чуть-чуть шире, чем нужно, и ее хочется слегка заузить.
Так мы выходим на золотое сечение — ту самую идеальную пропорцию, выраженную числом фи, равным 1,618.
С другой стороны, есть мнение, что как таковых основных форм лица не существует и что любая коррекция будет строиться на расположении бликов и теней, а также их направлении и форме.
В своей работе специалист по визажу может придерживаться любой точки зрения. Гораздо важнее, чтобы он четко отдавал себе отчет в том, какие отклонения от идеала имеются в настоящий момент у клиента.
Оси на лице
На лице есть падающие и восходящие линии.
Восходящие линии — это нижнечелюстной угол, линия нижней губы, линия банта верхней губы, подскуловая тень, надскуловой блик, линия крыла носа, внешний ресничный край нижнего века, внутренний ресничный край верхнего века, линия складки во внутреннем углу, бровь от основания до излома.
Падающие линии — это хвост брови, складка от внешнего угла до центра, ресничный край верхнего века во внешнем углу, ресничный край нижнего века во внутреннем углу, складка нижнего века, мешок под глазом, носогубная складка, линия, идущая от угла губы по верхней губе.

В идеальном макияже восходящие линии пропорций лица должны преобладать, а падающие — нивелированы, приближены к горизонтали, укорочены.
И если посмотреть на большинство элементов идеального лица, таких как брови, глаза (и в частности, их складка), ресничный контур снизу и сверху, то можно увидеть, что все эти элементы имеют так называемые точки перехода падающих линий в восходящие и восходящее направление этих линий преобладает над падающим.

Если соединить эти точки в некую ось, то эта линия также будет иметь восходящее, а не падающее направление.
Проходить она должна через центр подбородка, центр зрачка и соединять точки перехода верхнего и нижнего века, складки излома брови и лобной доли. Эта ось будет делить восхождение и падение, переход блика в тень.

С возрастом быстрее и заметнее происходят изменения именно в этой оси, то есть падающее направление начинает набирать силу и преобладать, и уже в последнюю очередь горизонтальные оси также начинают стремиться к падению.
Поэтому при работе с пожилыми клиентами балансировке восходящих и падающих линий лица необходимо уделять особое внимание.
