К сожалению, с проблемой детской агрессивности и жестокости во многих семьях знакомы не понаслышке. Иногда распознать то, что ваш малыш стал жертвой травли со стороны сверстников, бывает непросто – он просто замыкается в себе, не желая рассказывать взрослым о происходящем. Также не всегда родители могут поверить и в то, что их казалось бы хорошо воспитанный ребенок сам проявляет агрессию и жестокость, оставшись без надзора взрослых.
Травля детей в коллективе
В любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и не очень. Потому что любой коллектив — благоприятная почва для возникновения различных коммуникативных проблем. Это неизбежно, когда люди объединяются не по собственному желанию. А именно так происходит в детских садах, школах, летних лагерях. Заметьте, что в коллективах, объединенных по интересам — кружках, студиях, секциях, — конфликтов бывает гораздо меньше. Впрочем, даже выбрав секцию по душе, ребенок, увы, может попасть в малоприятную атмосферу.
Потенциальная жертва детской и подростковой агрессия есть в каждом коллективе, в психологии такие случаи описаны достаточно подробно. Но в большинстве из них непопулярных детей просто игнорируют, пассивно не любят, терпят или «шпыняют» нерегулярно. Часто у ребенка-жертвы находятся защитники или им повезет завести друзей. Если же ребенку «не повезло», то его не любят активно, иными словами — травят, не дают прохода, издеваются.
Если взглянуть на проблему жестокости детей в школе или другом коллективе со стороны, это всегда треугольник:
- Жертва
- Зачинщик
- Последователи
Кто они, дети, инициирующие травлю? Какой тип ребенка с большей вероятностью получит роль жертвы? Почему многие дети охотно подхватывают инициативу зачинщика?
Никому из родителей не хочется видеть своего ребенка в роли жертвы, страдающей от издевательств сверстников. Но не думаю, что кому-то из нас хотелось бы, чтобы наш ребенок стал гонителем слабого, зачинщиком травли. Это очень страшно, если ребенок вдруг обратится в жестокого и безжалостного преследователя. Будет смеяться над промахами товарищей, станет нетерпимым к их особенностям. Самый большой вопрос — почему дети проявляют агрессию и жестокость, становясь преследователями?
Детская тирания
Как часто мы слышим сетования взрослых на необычайную жестокость современного мира! Жизнь стала жестче, говорят они, и дети благодаря СМИ очень рано становятся свидетелями сцен насилия. И, как это свойственно детям, они перенимают нравы взрослых и переносят их в свои игры и общение. Однако кажется, что сегодняшний мир более жесток, чем был во времена инквизиции или Второй мировой войны. Есть очень интересная гипотеза, согласно которой с ростом убойной силы оружия процент жертв насилия не возрастает, а снижается. То есть с течением веков цивилизация становится гуманнее. Просто людей стало больше, и информация о совершенных злодействах быстрее облетает весь мир.
Действительно, чем меньше ребенок, тем меньший вред он может причинить другому, тем меньшее количество людей вовлечено в события его жизни. Подростки же имеют больше возможностей натворить что-то, потому что они более свободны от контроля взрослых.
В разговорах о детской и подростковой тирании часто смешивают понятия агрессивности и жестокости.
Различают намеренную или случайную агрессию, инструментальную (для достижения некоторой цели) или враждебную — осознанное причинение другому боли (эта разновидность агрессии и есть жестокость). Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования человека на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые препятствия, ограничения или запреты. Цель агрессивного поведения — устранение препятствия доступными человеку способами. Дети делают это очень эмоционально: кричат, дерутся, вырываются, т. е. ведут себя, что называется, «неадекватно». Можно говорить, что агрессивное поведение проявляется очень рано, например, отчаянный плач грудного младенца может означать злость и возмущение. Причина проста: малышу в чем-то отказывают (не берут на руки, не кормят), и это его злит. Дети, безусловно, более ранимые, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность — это, в первую очередь, реакция борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми. Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, а просто «подвернулся под руку» или на самого себя, так называемая аутоагрессия. Но агрессия — это не всегда поведение, которое причиняет вред другому человеку или предмету. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеют то же происхождение, что и непослушание, сопротивление, упрямство. Без определенной доли агрессивности сложно проявить твердую волю, и столь популярные сегодня лидерские качества требуют от человека определенной жесткости характера. То есть можно говорить о конструктивной составляющей, являющейся причиной детской агрессии. Все зависит от обстоятельств и окружения. Постоянная необходимость бороться с трудностями, преодолевать препятствия может развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным.
Агрессоры и агрессия
Онтогенез детской агрессивности похож на эволюцию агрессивности человечества. Впервые проявляясь в младенчестве, агрессивность обычно усиливается на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с растущим опытом взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6-7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других. И если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте. Если, конечно, речь не идет о патологической агрессивности.
Бывает, что ребенок с раннего возраста агрессивен к незнакомым людям, не признает авторитетов, враждебно относится к любым формам организации. В детском коллективе такой ребенок может вести себя агрессивно по отношению к сверстникам, нарушать правила. Например, отнимать игрушки у детей, толкать их, огрызаться на замечания взрослых. Другой тип ребенка покладист и спокоен до поры до времени, но внезапно, если его сильно рассердить, обидеть или расстроить, начинает кричать, ругаться, бросаться на обидчиков. Когда его пытаются сдержать взрослые, пинает их, вырывается, кричит. Такого ребенка очень трудно успокоить.
Истоки жестокости
Дети могут быть медлительными, активными, стеснительными, веселыми, обидчивыми, самолюбивыми, упрямыми, впечатлительными, тревожными, вспыльчивыми, легкомысленными, задумчивыми, фантазерами и кокетливыми и т.д. Эти качества им присущи чуть ли не от рождения, и мы можем только немного изменить их в ходе воспитания. Но вот жестокими дети становятся, только если им позволить это. Просто агрессивный ребенок или ребенок, склонный к агрессивному поведению, не обязательно станет зачинщиком травли. Он будет доставлять неприятности всем подряд, он будет стремиться что-то разрушить или выместить на ком-то свои чувства, часто без какой-либо тактики и расчета. А вот настоящий гонитель выберет себе жертву осторожно, учтет все обстоятельства, чтобы не нарваться на серьезный отпор и не нажить себе проблем. Именно поэтому детская жестокость в общении со сверстниками — это проблема не только детей. Она выходит за рамки треугольника: жертва — зачинщик — толпа (последователи, с чьего согласия творится несправедливость). Но именно равнодушие, попустительство, амбиции окружающих этих детей взрослых создают благоприятную почву для возникновения травли, и дети вязнут в этой ситуации, как в трясине. Если детей предоставить самим себе, то сильные начинают притеснять слабых, потому что они не знают, чем бы еще заняться, те их раздражают (а жертва всегда чем-то раздражает окружающих), да и просто потому, что им скучно.Нередко мы наблюдаем проявления детской агрессии, резкие всплески жестокого поведения учеников начальных классов. Обычно это бывает из-за того, что дети очень много времени проводят в довольно небольших помещениях, им негде побегать, сбросить накопившуюся энергию — и они начинают вымещать ее излишки друг на друге.
Но чаще чрезмерную детскую активность стараются не организовать, а подавить. А любое принуждение порождает протест. И если воспитатель слишком суров, а правила жесткие, то наиболее активные дети начинают вымещать свое недовольство на менее опасных объектах: своих товарищах или животных. Жалобы пострадавших либо провоцируют ужесточение правил (за что «доносчикам» мстят), либо игнорируются, потому что издевательства и притеснения никогда не происходят на виду, соответственно, не портят статистики (формальные правила жизни коллектива соблюдены). Если преследуемые пытаются как-то защищаться, сопротивляются, то они сами нередко становятся нарушителями дисциплины. В этом случае их мучители могут теперь унижать свою жертву безнаказанно, прикрываясь негодованием по поводу нарушения ими правил поведения. Тогда травля происходит с молчаливого разрешения взрослых.
Наблюдая за детьми, ставшими инициаторами травли своих сверстников, можно сделать вывод, что это не обязательно самые сильные, самые красивые, самые успешные дети в коллективе. Поведение зачинщиков травли всегда лицемерно (т. е. максимально скрыто от взрослых) и замешано на честолюбии. Самое сложное, что часто, не зная доподлинно о его поведении в кругу сверстников, ребенка трудно заподозрить в подначивании травли. С точки зрения дисциплины и отношения к старшим, зачинщики производят очень хорошее впечатление на старших, так как приветливы, послушны, внимательны ко всему, что говорит взрослый. Привечаемые учителями, эти дети интригами и ложью подчиняют себе сверстников.
Причины травли
Ниже перечислены основные причины детской жестокости и агрессивности, приводящие к травле сверстников:
- Самоутверждение. По этому пути чаще всего идут дети, нуждающиеся во внимании со стороны окружающих, но не умеющие получить его другим путем.
- Предвзятость. Некоторые дети привыкли относиться к окружающим с чувством превосходства. Они с раннего возраста делят всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания).
- Демонстративность. Ребенку очень хочется объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым.Если ребенок любит быть в центре внимания, то ради того, чтобы ребята собрались вокруг него, он готов на все, даже стать шутом в классе. Но самолюбивому ребенку важно выставлять на посмешище не себя, а кого-то другого. И вот во время фотографирования он приставляет рожки одноклассникам. Сперва просто для того, чтобы другие посмеялись, а не с целью обидеть этих одноклассников. Цепляет бумажки с глупыми словами на спины других одноклассников, пририсовывает бороду к портретам в учебнике и радостно показывает всем, комментирует слова учителей и одноклассников. Постепенно он прощупывает почву — с этим шутить опасно, можно получить. Над этим смеяться не станут — боятся или уважают. А над этими охотно смеются. Даже самые авторитетные дети в классе улыбнулись. И тогда этот шут начинает яростно изводить случайно нащупанную жертву, не потому что она ему неприятна, а потому, что она позволяет себя высмеивать и помогает ему привлечь внимание к самому себе, стать популярным. В более старших классах такой ребенок может начать высмеивать даже учителя, если тот покажется неугодным элите класса и поддастся на провокации.
- Максимализм. Нетерпимые к чужим ошибкам максималисты, всегда и во всем ищущие справедливости и не знающие, что такое сочувствие, становятся яростными борцами с теми, кто не вписывается в их понятие о справедливости и правильном поведении. Они не желают, да и не умеют идти на компромисс, их отличает нечувствительность к нюансам. Очень часто это дети с хорошо развитым интеллектом, но с недостаточно развитым так называемым эмоциональным интеллектом — они не понимают разницы между намеренным поступком и случайным. Неуклюжий ребенок, толкнувший одноклассника или испортивший какую-либо вещь, в их представлении о справедливости ничем не отличается от ребенка, обидевшего другого или испортившего что-то «назло». Можно даже говорить о ригидности (негибкости) мышления.
Как распознать жертву агрессии
В процессе воспитании детей важно знать не только то, откуда берется жестокость, и понимать природа детской агрессивности, но и уметь вовремя распознать жертву агрессии.
Наиболее «опасный» в этом отношении возраст с 9 до 13 лет. Чаще всего травят ребенка в школе или в лагере, однако подвергнуться гонениям ребенок может в любом детском коллективе. Особо внимательными необходимо быть родителям ранимых, обидчивых, излишне эмоциональных детей и тех, которым с раннего детства было трудно налаживать отношения со сверстниками, которые ссорились во дворе или в детском саду.
Вообще, родителей должно насторожить любое изменение в поведении ребенка — значит, в его жизни что-то происходит. Если ребенок ведет себя необычно (например, стал скрытен и задумчив), возможно, он просто влюбился, но это может быть и реакция на травлю. Всегда лучше проявить бдительность. Но действовать нужно тактично.
Стоит насторожиться, если ребенок:
- Неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда
- Возвращается из школы подавленным.
- Часто плачет без очевидной причины.
- Никогда не упоминает никого из одноклассников.
- Очень мало говорит о своей школьной жизни.
- Не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать домашнее задание, или вообще отказывается звонить кому-либо.
- Ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу.
- Одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Стоит бить тревогу:
- Если вы регулярно обнаруживаете на теле ребенка синяки и царапины, происхождение которых он не может внятно объяснить (говорит, что упал, путается в объяснениях).
- Если у обычно организованного ребенка начинают пропадать мелкие вещи (карандаши, ручки, фломастеры).
- Если у всегда аккуратного ребенка начинают часто рваться тетради и книги, ломаться линейки и ручки.
- Если одежда или рюкзак ребенка регулярно и слишком сильно испачканы и при внимательном взгляде на них можно понять, что ребенку «помогли» испачкаться (то есть он либо регулярно падает в грязь, либо на него что-то выливают, либо на его вещах рисуют) или его вещи специально пачкали (пинали, вытирали ими что-то).
- Если ребенок начинает вдруг раздаривать свои вещи (например, любимый фонарик он подарил неизвестному вам Витьку, пояснив вам: «Это мой друг, ты его не знаешь»).
- Если ребенок часто начинает терять карманные деньги, просит вас дать ему больше, чем обычно (и не может объяснить зачем), или берет деньги без спросу у вас из сумки или кармана.
Все это может быть результатом шантажа и запугивания.
Немедленно реагируйте, если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают. Прежде всего, оградите ребенка от общения с обидчиками — не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит, они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму.
Возможно, в некоторых конфликтах с одноклассниками ребенок сможет разобраться сам, если ему подсказать, как надо действовать. Это поможет ему научиться в дальнейшем самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой он не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников. В этом случае родителям необходимо:
- Оказать поддержку своему ребенку.
- Проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность.
- Быть готовым к непростой и долгой работе с ребенком, сотрудничая с учителями и психологами.