Ассортимент детских игрушек настолько обширен, что даже родители порой теряются и не могут выбрать оптимальный вариант для собственного чада.
Что уж говорить о бабушках и дедушках, крестных родителях и молодых людях, у которых еще нет своих детей – они просто не сталкивались с подобными вопросами. Узнайте, как выбрать первые детские игрушки, чтобы они были безвредными и функциональными, а малыш радовался игре каждый день.
Материалы изготовления
Молодые родители должны сразу запомнить – экономить на игрушках нельзя, ведь дешевые китайские изделия изготавливаются из материалов низкого качества.
Производители не стесняются использовать вредные красители и токсичные компоненты, которые пусть не наносят очевидного вреда малышу, но способны накапливаться в организме, вызывая развитие различных патологий.
Не думайте, что вредные вещества попадают в организм только через ротовую полость, они могут поступать через кожные покровы и дыхательные пути.
Оптимальным вариантом первой игрушки в жизни ребенка раннего возраста будет изделие из качественного пластика – это легкий материал, который очень легко мыть. Что касается погремушек, пластик издает приятный четкий звук.
Резиновые и силиконовые изделия подходят для игр во время купания, а также при прорезывании зубов. Малышам нравятся игрушки-пищалки, а вот доставать свисток из игрушки не стоит. Вода проникает в отверстие и скапливается внутри игрушки, вызывая образование плесени.
Дерево – экологичный материал, но деревянные игрушки не должны быть слишком крупными, иначе они будут тяжелыми и травмоопасными. Деревянные кубики с острыми углами не подойдут для самых маленьких, лучше заменить их пластиковыми аналогами.
Мягкие игрушки кажутся максимально безопасными из-за небольшого веса, но имеют свойство накапливать пыль и вызывать аллергию. Не забывайте, что ребенок стремится все попробовать на вкус, а текстиль и пряжа – это нежелательные ворсинки.
Качественные изделия не имеют ядовитого запаха, не линяют и не облазят. В любом случае после покупки вещь нужно вымыть теплой водой с мылом и только потом давать в руки малышу.
Количество игрушек
Нельзя недооценивать роль игрушек в жизни ребенка дошкольного возраста, ведь очень важно, какие первые навыки получит малыш. Во многом это зависит от того, с чем он играет.
Психологи и педиатры уверены – чем больше у малыша игрушек, тем быстрее он теряет к ним интерес. То же касается функционала – не игрушка должна развлекать ребенка, а ребенок должен играть с игрушкой, подключая свою фантазию.
Это не значит, что специальные развивающие игрушки не нужны или неполезны. Просто подумайте, что лучше – робот, который сам ходит и издает звуки, или обычный солдатик?
За первым малыш будет просто наблюдать, причем очень недолго – ребенку надоест однообразие действий и звуков.
С обычными же солдатиками или резиновыми зверушками дети возятся часами, придумывая для них «приключения», озвучивая их, разыгрывая сценки и т.д. Если речь идет о самых маленьких, говорящую и двигающуюся игрушку кроха может просто испугаться.
Так называемые развивающие игрушки для малышей направлены на развитие мелкой моторики, навыков счета, изучение цветов и форм. Со всеми этими функциями может справиться одна единственная игрушка, если правильно ее выбрать.
Подойдет обычный сортер – детали разноцветные, их можно пересчитывать, а также нужно найти соответствие формы детали и отверстия в сортере. Есть интересные сортеры с пирамидками, цифрами, в виде циферблата часов и т.д.
Выбор игрушек для детей разного возраста
Игрушка может быть вполне безопасной для крохи, но если она рассчитана на старший возраст, малыш просто не поймет, что с ней делать.
Приведем примеры подходящих игрушек в соответствии с возрастными рамками:
- До трех месяцев. Начните с ярких погремушек – они привлекают внимание и учат малыша фокусироваться на предмете. Можно использовать подвесные карусели с музыкальным сопровождением или браслеты-погремушки, чтобы малышу не требовалось постоянное присутствие взрослых.
- До полугода. В этом возрасте ребенок уже может самостоятельно держать нетяжелые предметы. Пусть это будут погремушки с длинными узкими ручками или всевозможные кольца, которые удобно удерживать крохотными пальчиками. Также можно приобретать силиконовые прорезыватели, небольшие мячи, фактурные предметы.
- До девяти месяцев. Добавляйте к ассортименту пирамидки, всевозможные емкости, например, ведерко, куда можно складывать более мелкие предметы. Подойдут неваляшки и резиновые зверушки.
- До года. Осваивайте сортеры, кубики и примитивные конструкторы, пальчиковые краски, музыкальные игрушки, незамысловатые треки. В этом возрасте делайте ставку на развитие мелкой моторики. Также подойдут текстильные мягкие книжки с простыми понятными картинками.
- До трех лет. Вводите в обиход крупные паззлы, сложные сортеры и различные конструкторы, шнуровки. Можно начинать осваивать счет с помощью кубиков или специальных развивающих игрушек, а также знакомиться с буквами.
- До шести лет. Самое время обозначить половую принадлежность малыша. Девочкам покупайте кукол с нарядами и мебелью, а мальчикам – автомобили, треки, оружие. Приобретайте ролевые наборы: посуду, набор доктора, строительные инструменты, парикмахерский набор, набор по уходу за домашним питомцем, пупсом и т.д.
Не думайте, что игрушечные пистолеты, мечи и прочее оружие провоцирует в ребенке агрессию. Мальчишки все равно будут играть в «войнушку» в детском саду или во дворе, используя вместо пластиковых пистолетов найденные на земле палочки или собственные пальцы.
Купите ребенку пистолет с поролоновыми пульками и сделайте акцент на том, что игрушка развивает меткость.
Советы детских психологов
Отправляясь за покупками или выбирая товары в интернете, следуйте простым правилам, чтобы не потратить деньги зря, не навредить малышу, а лишь порадовать его:
- Материал изделия имеет значение. Выбирайте нетоксичный легкий материал, который легко мыть.
- Игрушки для самых маленьких должны быть монолитными, то есть без мелких деталей, которые можно легко оторвать, проглотить и т.д.
- Выбирайте яркие вещи, но оттенки не должны быть «ядовитыми». Кислотные цвета отрицательно влияют на психику и могут быть признаком использования токсичных красителей в производстве изделий.
- Отдавайте предпочтение реалистичным игрушкам, пусть машина будет похожа на машину, а зайчик – на зайчика. Через игрушки ребенок познает окружающий мир, не искажайте его реальность.
- С осторожностью выбирайте музыкальные игрушки, слишком громкие и резкие звуки не идут на пользу детской психике, могут возникнуть проблемы со сном, капризность и т.д. Даже если вам кажется, что ребенку нравится мелодия, повторение динамичной музыки в течение нескольких часов ни к чему хорошему не приведет.
- Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка, тогда малышу будет интересно с ними играть даже без участия взрослых.
Помните, что игрушки – это не только развлечение, но и способ знакомства с окружающим миром. Все вещи, которыми пользуется ребенок, должны быть безопасными, вызывать интерес и по возможности способствовать развитию определенных навыков или получению информации.
Игрушки детей первого года жизни закладывают важный фундамент дальнейшего развития малыша как личности.
Не думайте, что дорогие современные игрушки самые лучшие. Иногда незамысловатый предмет вызывает у ребенка больший восторг, чем дорогостоящая кукла с натуральными волосами или говорящий робот на радиоуправлении. Наблюдайте за малышом, чтобы понять его предпочтения, и ориентируйтесь, в том числе, на них при выборе игрушек в дальнейшем.