Под постижерными работами подразумевается изготовление изделий из волос. Это настоящее искусство, которое зародилось в глубокой древности – за 4000 лет до нашей эры.
Постиж — это изделие как из натуральных, так и из искусственных волос, т.е. постиж — обобщенное название всех изделий из волос: мужские и женские парики; накладки; шиньоны; тюрбаны; косы; ресницы; прядки, локоны, украшения из волос (клеевой постиж) и т.д., иначе их называют постижерные изделия.
С прекращением моды на парики искусство постижа не потеряло актуальности. Постижерные изделия находят применение на телевидении и в кино.
При создании театральных образов также часто необходимы постижерные изделия.
Услугами постижеров пользуются люди, полностью или частично утратившие волосы вследствие травмы или из-за болезни.
Иногда парик заменяет головной убор зимой, а кто-то просто кратковременно меняет имидж — женщины надевают парики на торжественные мероприятия.
О том, как делают парики и другие виды постижерных изделий, в том числе и о технологии изготовления украшений из волос, подробно рассказывается в данном материале.
Виды постижерных изделий
Самым распространенным постижерным изделием является парик.
Парик (от франц. perruque) — это искусственная прическа из натуральных или искусственных волос, прикрепленных к основе.
Кроме париков существует большое количество различных накладных изделий из натуральных или искусственных волос, предназначенных для тех, кто хочет лишь слегка подкорректировать собственную прическу.
К таким изделиям относятся шиньоны, накладки из распущенных волос, фальшивые пучки и косы, «парички», бандо, «плетенки» и др.
С их помощью можно придать прическе дополнительный объем, создать эффект мелирования, сделать хвост или пучок при короткой стрижке и т.п.
Шиньон представляет собой узел или кольцо, выполненные из волос. Шиньон закрепляют на затылочной или теменной зоне головы.
Накладки из распущенных волос используются для создания более объемных причесок, придания большей густоты собственным волосам.
Такие изделия имеют круглое или овальное основание. Волосы могут быть разной длины.
Фальшивые пучки (косы) выполняются в форме толстых жгутов из одной или нескольких переплетенных прядей волос, укладывающихся большим узлом или петлей.
Данные изделия присоединяют к собственным волосам.
«Парички» имеют плоское основание и прикрепляются к различным участкам головы.
Часто используются как дополнение к сложным нарядным прическам для придания им пышности.
Бандо (лента) — это накладные волосы, закрепленные на ленте.
Ленту можно располагать на различных участках головы (обычно ее носят поверх собственных волос), маскируя таким способом границу между собственными и накладными волосами.
«Плетенки» могут иметь вид косичек, тесьмы, шнуров, свисающих с головы и рассыпающихся по плечам.
Они могут переплетаться вместе с собственными волосами для выполнения различных причесок.
Для придания волосам неоднородного цвета можно использовать мелкие накладки из волос, осветленных или имеющих оттенок, отличный от собственных волос.
В настоящее время изготовлением таких изделий, как парики и шиньоны, работники парикмахерских не занимаются, это считается отдельным, параллельным видом работ.
Изделия из волос изготовляют в специальных мастерских, которые снабжены соответствующим оборудованием и инструментами.
Оборудование и приспособления
Производственное помещение постижерного цеха должно соответствовать основным технологическим, санитарно-гигиеническим, строительным, пожарным, экономическим и эстетическим требованиям.
Цех оснащается соответствующим технологическим оборудованием в зависимости от специфики работы, сырьевых ресурсов, квалификации постижеров.
Выбор рабочего места зависит от удобного размещения на нем оборудования, инструментов, приспособлений для изготовления постижерных изделий, составных частей изделий, а также функциональности выполнения работ и передвижения в процессе их выполнения.
Инструменты, волосы, готовые изделия и другие материалы должны храниться в специальных шкафах.
Для работы необходимо применять емкости для дезинфекции, мытья и ополаскивания волос.
Основой большинства изделий из волос является трес — сплетенные по определенной системе волосы.
Процесс плетения на нитях называется тресованием, которое выполняется на специальной раме — тресбанке:
Этот инструмент представляет собой две стойки, между которыми натягиваются нити.
Стойки высотой около 40 см крепятся к столу: одна неподвижно, другая на струбцине так, чтобы можно было изменять расстояние между стойками в зависимости от длины изготовляемой пряди.
Расстояние между стойками должно составлять не менее 60-70 см, что позволит осуществить равномерное натяжение нитей, при этом стойки не будут мешать работе.
Неподвижная стойка имеет несколько (3-4) отверстий с расстоянием в 6-7 см, в которые вставляют колки с намотанными на них нитями.
Другой конец этих нитей закрепляют на зацепе подвижной стойки, после чего, подкручивая колки, равномерно натягивают нити.
Для выполнения начала плетения волос делают узел — связывают нити у левой неподвижной стойки, вынув колок одной из нитей, перевязывают две другие перекидыванием через них.
Карда — это инструмент для первичной обработки остриженных волос, необходимый для их расчесывания и перемешивания:
Карда представляет собой деревянную пластину, обитую жестью. Вместо дерева могут быть применены другие материалы, например, металл.
Средний размер карды может составлять 10x25x2 см.
На карде в несколько вертикальных рядов располагаются металлические зубья высотой 4-6 см.
Частота рядов и зубьев может быть различной, но не менее 0,5 см. Высота зубьев — 6-7 см.
Карду нужно прикреплять к столу струбцинами для устойчивости, т.к. зубья очень острые и можно пораниться при работе, необходимо соблюдать осторожность, а после работы переворачивать карду иглами вниз.
Если карда прикреплена к столу, необходимо поверх зубьев класть щетку из щетины, которая помогает в работе с волосами.
Щетина щетки должна быть жесткой, а высота щетины — немного больше, чем длина зубьев карды.
Щетка прижимает волосы и способствует меньшему их спутыванию.
На карде волосы чистят и протягивают из нее прядки волос для последующих работ.
Для обработки более длинных волос пользуются кардой с загнутыми зубьями. Этот инструмент иногда называют кардачом.
Кардач представляет собой два толстых квадратных (25×25 см) или прямоугольных (16×20 см) куска кожи, на которые насажены стальные зубья, загнутые в одну сторону, наподобие крючков.
Между крючками протягивают длинные волосы.
По окончании работы волосы оставляют на карде (или кардаче). От остатков волос карду очищают длинной иглой.
Струбцины служат для прикрепления карды к столу:
Они состоят из кронштейна с двумя щечками.
Верхняя часть служит для захвата карды, нижняя — для прикрепления к доске стола.
В нижней части имеется отверстие с резьбой, в которую вворачивается винт упора.
На конце винта есть площадка в виде шайбы, которая в рабочем положении упирается снизу в доску стола.
Для удобного завинчивания винта к нижнему концу его прикрепляется специальная ручка, или барашек.
Веретено необходимо для изготовления кос! Представляет собой стойку, неподвижно закрепленную на столе, с укрепленным на горизонтальной оси небольшим колесом (диаметр около 10 см).
На этой же оси закреплен колок с тесьмой. Конец тесьмы протягивают через боковое отверстие в колесике и через ось. Жгут для косы получают, скручивая тесьму.
Для выполнения работ по изготовлению изделий из волос также необходимы мелкие инструменты и приспособления: плоскогубцы, кусачки, мелкие штифтики (10 мм) для фиксации ткани и тесьмы на манекене, булавки, сантиметр, приспособления для шитья (иголки, наперсток), коклюшки для накручивания волос, тамбуровочный крючок, набор парикмахерских инструментов и приспособлений.
Все инструменты, приспособления и приборы необходимо содержать в чистоте, своевременно дезинфицировать, предохранять от повреждения и хранить в предназначенном для них месте.
Материалы
Для постижерных работ требуются различные материалы: тюль, газ, тесьма и т.д.
- Тюль — гладкая сетчатая ткань. Применяется для изготовления основы парика (монтюра), к которому прикрепляются волосы методом тамбуровки.
- Газ — очень тонкая ткань с мелкими квадратными отверстиями, нашивается на теменную часть монтюра парика. Применяется при тамбуровке.
- Тесьма — плотная хлопчатобумажная, малорастягивающаяся лента шириной 12-14 мм, используется для окантовки монтюра. При построении монтюра тюль крепят к тесьме, что сохраняет форму и придает устойчивость и жесткость монтюру.
- Нитки используются для изготовления монтюра, подбираются в тон волос изделия.
- Желатин используется для пропитки тюля при построении монтюра парика.
Основное сырье. Натуральные и искусственные волосы для постижерных работ
Изделия из волос изготавливаются из различных материалов: натуральных волос, шерсти животных или синтетических волокон (главным образом ультрасовременного акрила (канекалона).
Изделия из натуральных волос
Натуральные волосы человека являются лучшим материалом для изготовления постижерных изделий, т.к. они красивы, за ними легко ухаживать, они хорошо поддаются различным видам обработки: мытью, окраске, химической завивке и т.д.
По структуре волосы людей европейской группы считаются лучшим материалом и наиболее подходят для изготовления постижерных изделий.
Они хорошо поддаются любой обработке, т.к. самые тонкие и эластичные, но при неправильном мытье и чистке легко сваливаются, что отражается на качестве и внешнем виде изделия.
Высоко ценятся в постижерном производстве и волосы людей азиатской группы, они часто используются при изготовлении париков и шиньонов, но сначала такие волосы подвергают специальной химической обработке — их утончают, полностью осветляют и затем окрашивают в требуемый цвет.
Однако в дальнейшем выполнение химической завивки, окраски и других видов обработки волос на таких изделиях выполнять уже нельзя.
В настоящее время волосы для постижерных изделий окрашивают наряду с хной и басмой красителями для натуральных волос различных современных фирм.
Постижерные изделия можно изготавливать из окрашенных и неокрашенных натуральных волос, но особенно ценны волосы, которые не подвергались окрашиванию и сохранили свой натуральный цвет.
Такие волосы считаются волосами высшего качества, они гибкие, мягкие, блестящие и шелковистые, имеют естественный вид и позволяют подобрать наиболее сходные оттенки с волосами большинства людей.
Натуральные волосы обладают значительной сопротивляемостью к загниванию, а значит, устойчивы к биологическим воздействиям.
Именно это свойство позволяет изделиям, изготовленным из натуральных волос, очень долго сохранять свои основные качества при правильном уходе.
Человеческий волос способен впитывать влагу, глицерин, различные животные и растительные жиры, при этом он увеличивается в объеме на 10-25%, а минеральные масла, вазелиновое масло и вазелин не могут проникнуть внутрь волоса и остаются на его поверхности.
Усилить впитывающую способность помогают окисляющие вещества (например, перекись водорода) и щелочи, в результате чего волосы могут увеличиваться в объеме уже в 2-3 раза, но эти вещества также делают их тоньше и уменьшают их эластичность и прочность.
Волосы становятся ломкими и пористыми, поэтому изделия, волосы которых являются осветленными, необходимо периодически обрабатывать специальными питательными препаратами.
Волосы парика из натуральных волос можно укладывать феном и завивать, но завивка не сохраняется долго, и постепенно волосы становятся прямыми.
В связи с этим возникает необходимость в изменении формы волос при помощи химической завивки, которую можно выполнять современными химическими составами.
Изделия из искусственных материалов
Натуральные волосы — материал достаточно дорогостоящий, в производство поступает в ограниченном количестве.
Учитывая это обстоятельство, в настоящее время производители часто предлагают новые, разработанные для изготовления париков, искусственные синтетические и акриловые волокна, которые отличаются лишь химическими составляющими и формой поперечного сечения.
Качественное изделие из волос по внешнему виду не должно отличаться от естественной прически.
Существуют требования, которым должны отвечать искусственные волосы при замене натуральных:
- Искусственные волосы должны как можно лучше имитировать натуральные по естественному цвету и блеску и по внешней фактуре (на ощупь).
- Сохранять цвет и форму завитка после мытья.
В настоящее время многие синтетические волокна для производства париков отвечают поставленным требованиям и по внешним факторам очень близки к натуральным человеческим волосам, кроме того, они не воспламеняются и не выцветают на солнце.
Изделия долго сохраняются, держат форму и выглядят нарядными, но необходимо правильно хранить их и систематически ухаживать за ними.
Поступающие в постижерное производство волокна бывают акриловыми, виниловыми и полиамидными.
Самым распространенным акриловым синтетическим волокном, успешно применяющимся для изготовления постижерных изделий, является канекалон.
По своей структуре и внешнему виду он максимально приближен к натуральным волосам.
Изделия, в которых используется канекалон, очень легкие и служат намного дольше, чем изделия из обычного синтетического волокна.
В отличие от натурального волоса, волокна канекалона не ломаются, не расщепляются и не путаются, поэтому изделия из него легко начесать и расчесать.
Парики хорошо моются. Цвет не блекнет под действием света, тепла и воды.
Рекомендуется после мытья прополаскивать изделие в антистатическом средстве.
Полиамидное моноволокно капрон, применяющееся для изготовления постижерных изделий, по толщине равно средней толщине человеческого волоса.
Перед тем как использовать волокно для изготовления изделий, необходимо подвергнуть его сырые мононити специальной предварительной обработке.
Данное волокно отличается высокой жаростойкостью (до 200 °С), поэтому его можно накручивать электрощипцами.
Как бы синтетические заменители волос ни были близки к натуральным, у них есть недостатки: акриловые волокна неустойчивы к изменениям температуры (не больше 60 °С), поэтому их нельзя обрабатывать электрическими инструментами для сушки и укладки волос (фен, щипцы), а виниловые волокна редко используются для изготовления постижерных изделий, поскольку меняют свою структуру после мытья — теряют волнистость.
Существуют также смешанные парики, изготовленные из натуральных и искусственных волос.
Подготовительные операции
Перед тем как начать изготавливать постижерное изделие, необходимо сначала привести в готовность инструменты (тресбанк, карду и т.д.) и подготовить волосы.
- Вначале собирают тресбанк, прикрепляют его к столу струбцинами и равномерно натягивают нити на стойках с помощью колков.
- На левой стойке концы нитей протягивают к зацепу и закрепляют на нем простым узлом.
- Сняв верхний колок с нитью, связывают петлеобразным узлом все три нити вместе на расстоянии 2-3 см от зацепа левой стойки. Необходимо сделать 2-3 узла. Они будут служить началом теса. После этого колок ставят на место.
- Укрепленный тресбанк с равномерно натянутыми нитями считается готовым к работе.
- С правой стороны тресбанка ставят карду, также прикрепленную к столу струбцинами, из которой в дальнейшем берут волосы для плетения треса, но сначала необходимо подготовить и обработать волосы.
Обработка волос
Разборка волос по длине:
- Для изготовления изделий из волос применяются натуральные отрезанные волосы, также можно использовать и вычесанные (очес), но их разборка довольно трудна из-за того, что они обычно спутанны.
- Сначала необходимо выполнить сортировку волос по цвету, длине и качеству. Их разделяют на отдельные пучки, распутывают, затем расчесывают на карде.
- Предварительно на иглы карды кладут лист бумаги размера карды и ударами щетки вбивают его до половины длины иголок.
- Далее в карду закладывают волосы, поверх зубьев снова кладут лист бумаги и, ударяя по ней щеткой, забивают бумагу вплотную к волосам.
- Поверх бумаги кладут щетку щетиной вниз, касающейся верхнего листа. Волосы оказываются зажатыми между бумагой.
- Приступают к вычесыванию волос. Небольшую прядь волос берут пальцами за выступающие концы и осторожно протягивают через карду. Этот прием повторяют до тех пор, пока все волосы не будут отсортированы — отделены более длинные волосы от коротких волос. Волосы короче 10 см для плетения не используют.
По мере уменьшения количества волос в карде щеткой подбивают бумагу плотнее, чтобы волосы оказались вновь зажатыми между листами бумаги.
Подборка волос по концам и головкам:
- После очищения волос от грязи и жира их необходимо рассортировать по концам и головкам. Данное занятие является очень кропотливым.
При изготовлении париков известно два способа сортировки: мокрый и сухой!
Мокрый способ:
- В емкости взбивают густую мыльную пену.
- Прядь волос держат посередине и ударяют одним ее концом по пене.
- Головки волос погружаются в пену, а концы остаются на ее поверхности.
- Таким же способом отделяют концы от головок с другой стороны пряди, после чего разделяют прядь, вытягивая волосы за головки.
Сухой способ:
- Волосы протягивают через две рядом стоящие карды небольшими прядями, при этом более тонкие концы проскальзывают, а головки застревают.
- Оставшиеся в карде волосы извлекают и вновь протягивают, но уже в другую сторону.
- Процесс повторяется, пока все волосы не будут разобраны по концам и головкам.
- Головки волос укладывают в одну сторону и перевязывают нитками.
- Хранят рассортированные волосы обернутыми в бумагу, пересыпая их средством от моли.
Мытье волос
- Дезинфекция (очищение) волос происходит частично уже при сортировке на карде.
- Грязь скапливается на бумаге, которую время от времени меняют. Но этого недостаточно. Волосы необходимо вымыть.
- Моют волосы в большой емкости с применением жидкого мыла (шампуня) и соды — на каждые 200 г волос необходимо 50 г жидкого мыла или шампуня и 30 г соды на 1 л теплой воды.
- Чтобы волосы при мытье не запутались, их моют специальным приемом, но не трут. Держа прядь за середину, сначала опускают в моющий раствор среднюю часть, затем остальные волосы.
- Лучше мыть волосы руками, но можно пользоваться и щеткой, при этом работать с волосами необходимо от головок к концам, при смене направления волосы сваляются.
- При необходимости очистки небольшого объема волос их обрабатывают растворителем — ацетоном или спиртом.
- Дезинфицировать искусственные волосы нет необходимости, они проходят соответствующую обработку в процессе производства.
Обработка тюля
- Тюль, используемый для изготовления монтюров (основы) постижерных изделий, должен быть в цвет волос изделия. Ему необходимо придать дополнительную жесткость для лучшего сохранения формы с помощью пропитки желатином.
- Раствор желатина готовят из расчета на 1 л воды 100 г желатина. В готовом растворе не должно быть комком и сгустков.
- Перед пропиткой в него добавляют дубитель двухромовокислый аммоний (20% от массы желатина).
- Подготовленный тюль опускают в клеевой раствор на 5-10 минут, вручную отжимают и высушивают на рамках в растянутом состоянии.
Тесьма, газ, как и тюль, должны иметь цвет волос изделия!
Тресование волос
Тресование — это создание сплетенных рядов волос на нитках по определенной системе. Тресы являются основой большинства изделий из волос.
Плетутся они на предназначенном для этого инструменте — тресбанке.
Создание прядей из волос и накладных постижерных изделий в настоящее время становится все более актуальным. Существует несколько способов тресования волос:
- Трес в один оборот (тонкий трес) используется для изготовления отдельных локонов, кос и т.д. Для его плетения используются прядки по 15-20 волос в каждой;
- Трес-покрышка применяется для изготовления верхнего слоя косы, шиньона, прядки и т.д. — покрышки. Используются прядки по 10 волос в каждой. В результате получается очень тонкий, плотный трес;
- Трес в два оборота составляет основу большинства изделий из волос. Он более прочный. Для изготовления используются пряди по 25-30 волос в каждой.
Факторы, влияющие на прочность треса:
- Прочность ниток.
- Качество плетения.
Для плетения тресов используются синтетические и натуральные нитки.
Синтетические нитки значительно превосходят по прочности нитки натуральные, к тому же они стойкие к химическому воздействию, т.к. возникает необходимость в изменении цвета, завивке и чистке изделия, а натуральные нитки при воздействии химических веществ легко разрушаются.
В использовании синтетических ниток имеются и свои недостатки: поскольку они гладкие, с ними сложнее работать, и при затяжке вплетаемой прядки приходится сильнее удерживать ее в конечном положении; чем больше синтетических материалов использовано в постижерном изделии, тем больший парниковый эффект возникает при его применении.
Основные принципы изготовления тресов:
- Трес должен быть прочным, плотным, не сдвигаться.
- Узлы должны быть однородными по всей длине тресов.
- Короткая часть треса не должна быть больше 2-4 см, чтобы избежать дальнейшего спутывания волос и максимально использовать их длину.
- Перед плетением необходимо завязывать нити в узел для предотвращения распускания треса.
- По окончания плетения необходимо завязать узел, как и перед началом работы.
- Отрезать нити с готовым тресом необходимо не ближе 3 см от начального и конечного узлов.
Трес в один оборот
- Перед началом выполнения процесса плетения необходимо приготовить тресбанк, натянуть нити. Волосы нужно предварительно разобрать по головкам и концам, помыть и продезинфицировать, прочесать на карде.
- Процесс плетения начинается с завязывания первого узла (одного — при изготовлении треса для косы, т.к. при обработке он может разорваться), в других случаях нужно выполнить 2-3 узла. Для этого необходимо вытащить нижний колок из стойки, переплести нитью, закрепленной на нем, вокруг обеих верхних натянутых нитей и закрепить узлом на расстоянии 3 см от левой стойки. Вставить колок снова в стойку и отрегулировать натяжение нити.
- Правой рукой из карды вытащить прядь примерно из 20 волос, переложить ее в левую руку так, чтобы конец пряди (ее головки) был направлен вверх за натянутыми нитями. Большим и указательным пальцами правой руки протянуть прядь за головки между средней и нижней нитями на себя. Перекинуть прядь над верхней нитью от себя, при этом пальцами левой руки необходимо придерживать прядь около узла. Продеть верхний конец пряди правой рукой вниз между средней и верхней нитями, затем, обогнув нижнюю нить, направить его вверх и протянуть еще раз между средней и верхней нитями на себя. Далее прядь опять откидывается от себя вокруг верхней нити и продевается вниз между верхней и средней нитями на себя, направляясь под среднюю нить за нижнюю.
- Трес выполнен, но теперь необходимо его затянуть. Оба конца пряди берутся обеими руками и оттягиваются влево так, чтобы с правой стороны (со стороны головок) он был короче и конец его был не длиннее 2-4 см (в зависимости от длины пряди). Затянутую прядь сдвинуть по нитям большим и указательным пальцами влево и прижать к узлу. Таким способом проплести нужное количество прядей. Закончить трес необходимо выполнением узла, аналогичного начальному. После плетения волосы с одной стороны образуют нечто вроде свисающей бахромы, а с другой (со стороны головок) — бородку длиной 2-4 см.
Трес-покрышка
- Выполняется аналогично тресу в один оборот, но количество волос в пряди уменьшается до десяти.
- Также есть отличие в начале плетения треса — коней пряди продевается через среднюю и верхнюю нити. Остальная часть сохраняется неизменной.
Трес в два оборота
- Выполняется из прядей в 25-30 волос, так же, как и трес в один оборот, но плетение завершается выполнением еще одного оборота — прядь сверху, направляясь вниз, не продевается за нижнюю нить, а оборачивается вокруг нее назад, направляется наверх и через верхнюю нить вниз заканчивает плетение по технике треса в один оборот.
- Трес получается редким, но сильным.
При выполнении тресования нередко допускаются ошибки:
Вид брака |
Допущенные ошибки |
Узлы развязываются и трес распускается |
Не выполнены узлы в начале и в конце треса. Нити срезаны очень близко к узлам |
Пряди не сдвигаются по нитям правильно |
Нити провисают — нет должного натяжения |
Трес неравномерный |
Использованы пряди разной толщины |
Трес неравномерный, некрепкий с видными пробелами |
Плетение прядей не было достаточно тугим и крепким, сдвиг прядей был неравномерным |
Трес с разными узлами и направлением концов |
Плетение прядей было непоследовательным, по разным направлениям |
Волосы треса путаются, недостаточная длина волос |
Оставлены равные концы (слишком длинные) пряди |
Тамбуровка волос
Тамбуровка волос — наиболее трудоемкая операция в постижерном деле, применяется для изготовления тамбуровочных париков, мужских накладок и для обработки передней кромки тресованных париков, т.е. изделий, где требуется наибольшее сходство с ростом натуральных волос.
Она представляет собой связывание волос тамбуровочным крючком на основе (газ, тюль) так, чтобы пряди волос были равномерно распределены по основе и их направление связывания соответствовало положению их в готовой прическе.
Для тамбуровки применяются специальные постижерные крючки, разные по толщине.
В зависимости от вида изделия, участка обработки и предъявляемых специальных требований применяется определенная толщина крючка, например, в области лба, у пробора и на макушке используется тонкая основа (газ), и для работы на ней используется тонкий тамбуровочный крючок.
С помощью него выполняется связывание волос одинарным или двойным узлом. При тамбуровке узлы волос должны иметь форму затягивающейся петли и не должны развязываться.
Для прикрепления волос к прочному тюлю или газу достаточно одинарных узлов, близко расположенных друг к другу, при работе с мягким тюлем (тюль в мушках, сетчатый тюль) необходимо выполнять двойные узлы. Концы привязанных волос не должны быть длиннее 2 см.
Сплошная тамбуровка имеет шахматный порядок, чтобы закрыть промежутки предыдущих рядов.
Цепеобразная тамбуровка применяется для создания впечатления естественной прикорневой части волос, закрывая край ленты.
Место выхода одной пряди является одновременно местом вдевания следующей. Таким образом, получается плетеная цепь из волос.
Перед тамбуровкой необходимо прикрепить к столу карду с волосами головками к себе.
На зафиксированной манекен-голове нужно закрепить монтюр изделия и наклонить ее в удобное для работы положение.
Поскольку тамбуровка — очень тонкая операция, она требует хорошей освещенности рабочего участка.
Индивидуальное освещение необходимо расположить непосредственно над рабочей зоной, но свет не должен попадать в глаза мастера.
Выполнив подготовительные работы, необходимо приступить к тамбуровке.
Одинарный узел:
- Правой рукой вытащить из карды прядь волос.
- Большим и указательным пальцами левой руки зажать прядь волос, загнув концы в петлю, и поднести ее к работе.
- Крючок держат большим, указательным и средним пальцами правой руки, как пишущую ручку. Бородка крючка должна быть направлена вверх.
- Правой рукой продеть крючок бородкой вверх в одну из ячеек ткани, зацепить прядку волос и протянуть ее через ячейку, сохраняя натяжение волос левой рукой, придерживая прядь за ее основание.
- Затем необходимо еще раз крючком, не вынимая его из петли, выполнить захват основания протянутой пряди из левой руки и протащить его через образовавшуюся петельку и резким движением затянуть прядь в узел.
- В момент затягивания узла концы волос из левой руки вытягиваются и расправляются в необходимом направлении.
Двойной узел:
- При тамбуровке волос двойным узлом все движения аналогичны движениям, описанным выше, но до движения затягивания узла.
- Перед затягиванием узла необходимо, не вытаскивая крючка из получившейся второй петли, еще раз захватить бородкой крючка основание прядки в левой руке и протянуть его через петлю, вытаскивая при этом и все волосы пряди из левой руки.
- При тамбуровке необходимо следить, чтобы крючок захватывал один слой тюля, а второй (изнаночный) — оставался свободным.
При ее выполнении также происходят ошибки (см. табл. ниже).
Ошибки при выполнении тамбуровки:
Вид брака |
Допущенные ошибки |
Сложно прокалывать ткань и протаскивать волосы |
Основа для тамбуровки слабо натянута |
Концы волос слишком длинные, волосы путаются |
Слишком большая петля из волос |
Сложно сделать узел |
При продевании крючка под ячейкой крючок с волосами не поворачивается |
Узлы на газе очень толстые, и газ может прорваться |
Используется очень толстый крючок |
Ячейки разрываются |
Точки входа и выхода крючка расположены слишком близко |
Между прядками слишком много свободного места, и изделие не имеет стойкости |
Точки входа и выхода крючка расположены слишком далеко |
Узлы развязываются и распускаются |
Неплотное затягивание узлов |
Методы и способы закрепления волос на основе постижерного изделия могут различаться в зависимости от самого изделия, его конструкции.
При конструировании постижерных изделий с помощью тамбуровки и тресования тресы пришиваются к монтюру — матерчатой основе парика, выполненной из тюля, на нижнюю его половину по горизонтальным рядам.
При изготовлении парика, состоящего полностью из волос и сшитого в виде шиньона, тресы нашиваются на монтажную ленту, которая скрепляется в виде шиньона и образует собой каркас изделия.
Для такого парика необходимо примерно 8-10 м треса. Тресы могут быть выполнены из мелкотресованных волос.
При изготовлении шиньонов, которые, по сути, и являются тресами в два оборота, готовые тресы сшивают нитками в виде сетки с крупными ячейками по различным формам.
При изготовлении косы тресы (треспокрышка и трес в два оборота) навертывают на тесьму с помощью специального станка по строго определенной системе и сшивают, формируя готовое изделие.
Крепирование волос
Данный метод применяют для изготовления мелковьющихся волос (крепе) из очеса или коротких волос, которые не могут быть использованы для других волосяных изделий.
Крепе (мелко вьющиеся волосы) делают на двух нитях, которые туго натягивают между стойками тресбанка.
Нити закрепляются на левой стойке в одной точке, а на правой — при помощи двух колков, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга.
После того как нити натянуты, нижний колок вынимают и делают три петли у левого колка, затем вставляют колок на место и поворотом колков регулируют равномерное натяжение обеих нитей.
Технология изготовления постижерного изделия из мелко вьющихся волос заключается в поочередном оборачивании пряди вокруг нитей.
Крепирование выполняется в несколько приемов:
Первый прием:
- Указательным и большим пальцами правой руки вытаскивают прядь волос из карды и перекладывают в большой и указательный пальцы левой руки.
- Затем прилагают прядь к натянутым ниткам с задней стороны на расстоянии примерно 10-12 см от левой стойки.
Второй прием:
- Указательным и большим пальцами правой руки, пропущенными между нитками, захватывают верхнюю часть пряди и тянут на себя, при этом конец волос поднимая вверх.
- Прядь волос находится перед нитками и один ее конец направлен вниз, а другой — вверх. Прядь перекладывают в пальцы левой руки.
Третий прием:
- Указательным и большим пальцами правой руки, пропущенными между нитками, захватывают верхний конец пряди, оборачивают им верхнюю нитку и тянут между нитками на себя, а затем перекладывают в левую руку.
- Два конца пряди при этом опущены вниз.
Четвертый прием:
- Захватывая два конца пряди указательным и большим пальцами правой руки, движением от себя оборачивают их вокруг нижней нитки и поднимают вверх.
- После этого концы волос перекладывают в левую руку.
Пятый прием:
- Указательным и большим пальцами правой руки, пропущенными между ниток, захватывают концы волос и тянут их на себя и вверх, оборачивают ими верхнюю нитку, пропускают концы волос между нитками на себя и вниз.
Как видно, изготовление треса из двух ниток состоит в том, что прядь волос оборачивается вокруг ниток поочередно:
- Обернув нижнюю из них, прядь пропускается между нитками на себя и вверх.
- Обернув верхнюю нитку, прядь пропускается между нитками на себя и вниз и т.д.
- Когда остается конец волос длиной 4-5 см, волосы, заплетенные на нитках, сдвигаются пальцами правой руки вплотную к месту закрепления ниток у левой стойки.
- Втресовав одну прядь, вытаскивают из карды новую, прикладывают ее к оставшемуся концу (4-5 см) и продолжают изготовлять трес.
- Новую прядь присоединяют к втресованной, когда концы волос вытащены между нитками на себя.
- Втресовав все волосы, трес закрепляют, выполняя узел нижней ниткой, сделав 4-5 петель.
- Срезав трес у места закрепления, его обрабатывают химическими составами по определенной технологии, далее промывают и сушат.
- Когда трес высыхает, с одного его конца отрезают нитки и вытаскивают из них волосы.
Изготовление шиньонов
При помощи шиньона можно украсить прическу пышной накладкой, переплетающимися локонами и т.д. Шиньоны различаются по форме основания, размеру, длине волос и конструктивным особенностям построения:
Волосы для шиньона должны быть подобраны и при необходимости окрашены так, чтобы не отличались от собственных волос клиентки.
Шиньоны изготавливают на монтюре или без него с помощью тресов. Шиньон на монтюре может быть изготовлен методом тамбуровки или тресования, а шиньон без монтюра — только методом тресования.
Самыми разными по форме являются шиньоны на монтюре. Основу шиньона можно выполнить любой формы.
Без монтюра придать сложную форму основанию шиньона трудно, т.к. для сохранения сложной формы требуется определенная жесткость участков треса и основания шиньона.
Изготовление шиньона начинают с монтюра.
- Можно выполнить его из хлопчатобумажного тюля или разных синтетических сеток, но сначала определяется форма, и ее контуры наносятся на манекен-голову в месте, где будет располагаться крепление шиньона при его применении.
- Сложенный вдвое материал (сетку) накладывают на манекен-голову с контуром шиньона и отрезают таким образом, чтобы материал выступал за контур равномерно со всех сторон на 0,5-1 см.
- В зависимости от размера или места крепления шиньона необходимо заложить симметричные вытачки (две или четыре) для придания объемной формы будущему основанию шиньона.
- Сетку необходимо плотно натянуть и прикрепить по линии контура. Контур нужно обшить тесьмой для сохранения формы.
- Одну или две полоски тесьмы можно проложить поперек или вдоль монтюра.
- Затем собранный монтюр необходимо прошить нитками вручную или на машинке. После того как пришита окантовочная лента, ножницами обрезают выступающую сетку.
По такой технологии можно изготовить монтюр любой формы с применением самых различных способов раскроя и сшивания основы, зависящих от пожеланий заказчика и практических и эстетических соображений.
Для данного шиньона необходимо выполнить тресы двух видов:
- Трес в два оборота нашивается частыми стежками по кругу по часовой стрелке, начиная от центра, плотными рядами головками от себя.
- Трес-покрышка идет на внешнюю отделку как более тонкий и частый. Длина покрышки зависит от размера шиньона. Необходимо тщательно измерить длину внешнего контура монтюра, прибавить 2-3 см. Нашивается покрышка последним рядом.
Нашивка тресов выполняется при округлой форме монтюра как на манекен-голове, так и отдельно.
С обратной стороны шиньона по окружности ленты из ниток делают четыре петли на разном расстоянии друг от друга для укрепления шиньона на голове.
Шиньон можно прикалывать к волосам зажимами и гребенками.
При изготовлении шиньона с овальной или продолговатой формой монтюра конец треса, выполненный в два оборота, пришивают к монтюру снизу, вдоль большей его стороны, отступив от края на 0,3 см, образуя первый ряд прошитого треса.
- Второй ряд треса пришивают сверху, вплотную к первому.
- Так нашивают весь выполненный в два оборота трес.
- По всему краю монтюра пришивается трес-покрышка.
- С обратной стороны монтюра по краю ленты на равном расстоянии друг от друга выполняется шесть петель.
Шиньон без использования монтюра изготавливают из треса в два оборота. В зависимости от густоты шиньона на его изготовление требуется 2-4 м треса.
Тресы в шиньон сшивают различными способами в зависимости от целей шиньона. Форма шиньона, длина волос и их густота имеют индивидуальный характер и зависят от предпочтений клиента.
Классический круглый шиньон изготавливается по нескольким технологиям:
- Конец нитки треса оборачивается вокруг пальца и сшивается в кольцо, которое по кругу обшивается через край оборачиваемой, остальной частью треса. В результате получается единый круг диаметром 8-10 см. Сверху его обшивают материалом, покрытым тюлем, что дает возможность прикрепить шиньон к волосам с помощью шпилек или невидимок.
- Начало изготовления круглого шиньона аналогично предыдущей технологии, но за 3-4 оборота до конца трес пришивается не вплотную, а через каждый сантиметр, образуя петли, за которые будет легко прикреплять шиньон. Затем петли обшиваются несколькими оборотами треса. Если шиньон изготавливается без матерчатой основы, то бородки (головки) треса должны быть тщательно заправлены внутрь. Для закрепления шиньона в этом случае можно также пользоваться пришитой за спинку специально предназначенной для шиньона гребенкой с редкими зубьями высотой 2,5-3 см.
- Шиньон для ношения на затылочной части сшивают нитками в виде сетки с крупными ячейками диаметром 10-15 мм, придавая ему круглую, овальную или треугольную форму длиной от уха до уха в соответствии с заказом. Полоски тресов могут пришиваться в виде сетки, а могут пришиваться вплотную одна под другую, где к верхней нитке последней полосы треса пришивается нижняя нитка следующей за ней полосы. Бородки (головки) треса должны быть внутри сшиваемых прядок.
Волосы готового шиньона тщательно расчесывают и при необходимости завивают. Внутренние стороны деталей закрепляют шпильками и невидимками.
Изделие может выполняться в виде парика, но иметь конструкцию шиньона.
При изготовлении парика, состоящего полностью из тресов и сшитого в виде шиньона, выполняются следующие основные работы:
- Изготовление монтюра — основы парика.
- Провязывание волос (тамбуровка) в передней части монтюра и на шее.
- Изготовление треса.
- Пришивание его к монтажной ленте.
- Сшивание его в виде шиньона.
Монтюр (основа) для парика в основном представляет собой каркас из монтажной ленты.
Изготовление монтюра для парика включает следующие операции: снятие мерки, нанесение линий роста волос на манекене.
Материал, шелковую, газовую ткань, пришивают к тесьме в виде узкой полосы на передней части парика.
- Небольшие кусочки материала пришивают на шее для маскировки тесьмы.
- Полоски ткани тамбуруются — провязываются волосами с помощью крючка.
- Трес для данного парика проплетают в один оборот под нижнюю нитку. Пряди для плетения треса состоят из 10-15 волосков.
- На один сантиметр треса должно быть не менее 25 пучков волос.
- Для изготовления парика делается примерно от 8 до 10 м треса.
Готовый трес пришивают нитками сначала к материалу, затем к тесьме и одновременно трес к тресу в виде сетки (то же делается при изготовлении шиньона).
Изготовление постижерных украшений
Постижерные украшения имеют дополнительную функцию — украшать созданную мастером прическу или являться отдельным арт-объектом, выражающим задумку мастера на конкурсных мероприятиях и показах-дефиле.
Данные украшения изготавливаются с помощью основы, задающей форму изделию, и клея. Такие изделия называются клеевыми постижами.
До начала выполнения постижерного украшения необходимо:
- Создать эскиз конечного варианта изделия.
- Выполнить разбор по элементам, их форме, цвету и количеству.
- Подготовить соответствующие формы, каркасы, волосы (натуральные или искусственные), краситель для данного вида волос, клей.
Каждый мастер имеет свою наработанную марку клея, которая отвечает его требованиям, но чаще мастера используют в работе медицинский клей БФ-6.
Он имеет прозрачную структуру, не меняет цвет изделия после высыхания и придает хороший блеск поверхности.
Начиная работу с прядями, необходимо выполнить заготовки — проклеить концы (головки) прядей на 1-2 см (в зависимости от формы задуманного постижа).
Проклеенные концы будут служить основой при сборе конечного варианта изделия, и при дальнейшей работе (окраске, проклеивании всего элемента) пряди не будут рассыпаться.
Количество подготовленных прядей должно соответствовать количеству элементов в изделии.
Толщина пряди рассчитывается заранее в зависимости от формы, на которую она будет наклеиваться, и от формы самого элемента.
Технология выполнения клеевого постижа при изготовлении постижерных украшений:
- Прядь тщательно прочесать.
- На всю длину пряди с обеих сторон нанести клей.
- Если форма элемента не требует первоначальной заготовки, то из проклеенной пряди формируется готовый элемент.
- Если прядь должна соответствовать определенной форме, ее необходимо выложить на соответствующую заготовку и довести до гладкости с помощью расчески и клея.
- Проклеенные по нужной форме пряди просушиваются.
- Отклеивать пряди от основы нужно в зависимости от задуманной формы элемента, т.к. при не полном высыхании (высох только внешний слой пряди) возможна дополнительная коррекция элемента.
- Элемент подчищается.
- Выполняется конечная компоновка элементов в задуманную форму — элементы пришиваются или приклеиваются, прикрепляются к каркасу.
Технология изготовления накладок
Накладки бывают женскими и мужскими. Женские накладки предназначены для создания дополнительного объема в формировании нарядных причесок.
Они прикрепляются на верхней части головы и вписываются в готовую прическу, помогая закончить задуманный образ.
В основном такие накладки оформлены в виде разных по величине прядей с креплениями.
Существуют накладки, использующиеся для закрытия проблемных мест на голове, они бывают лобные, затылочные и боковые в зависимости от участка, который необходимо закрыть по различным причинам.
Как правило, накладки изготавливаются для мужчин, страдающих облысением. Мужские накладки делают только способом тамбуровки.
Они различаются по размеру, форме и направлению тамбуровки, которая по заказу клиента и его индивидуальным особенностям может придать желаемое волосам направление.
При изготовлении накладки используются такие же материалы, что и для изготовления париков и шиньонов.
Вначале создается монтюр, который должен очень точно закрыть проблемный участок головы. Существует несколько способов для выполнения точной копии этого участка:
- Создание выкройки (чертежа) из бумаги или прозрачной пленки.
- Построение чертежа путем перенесения данных обмера на манекен-голову.
При первом способе к требуемому месту головы прикладывается сложенная пополам бумага таким образом, чтобы линия сгиба бумаги находилась посередине проблемного участка для получения симметричной выкройки, пленку же накладывают поверх проблемного участка, натягивают до плотного прилегания к нему и обводят контуры участка маркером.
В случае необходимости на выкройке делают симметричные вытачки и закалывают их булавками.
- Необходимо сразу отметить место расположения пробора и его длину, а также направление естественного роста волос.
- Получаются выкройки, по которым будет выполнена основа (монтюр) накладки. Боковые края выкройки подрезаются, прикладываются к манекен-голове и фиксируются на ней булавками.
- Выкройка переснимается на манекен-голову, отмечаются все необходимые детали монтюра и направление тамбуровки волос.
- Далее выкройка снимается, и начинается изготовление монтюра накладки.
- При втором способе с головы заказчика снимают мерку формы требуемого участка, переносят эти данные на манекен-голову и обводят точки обмера.
- Полученный чертеж используют для изготовления монтюра.
- Монтюр накладки из хлопчатобумажных тканей изготавливают по той же технологии, что и монтюр для шиньона, но монтюр накладки должен точно повторять формы проблемных участков.
- Сверху монтюр накладки обшивается тонким хлопчатобумажным материалом под цвет кожи головы, а с изнаночной стороны в нескольких точках пришиваются кусочки пленки для фиксации его на коже головы.
- Тамбуровка накладки начинается с затылочной части. Волосы распределяются равномерно, сплошным способом (в шахматном порядке), при котором линия роста волос выглядит более естественно.
- Работа в области пробора и макушки (финсиона) выполняется мелким постижерным крючком.
- Пробор тамбуруется чаще и гуще, чем основная часть накладки, а макушка (финсион) — винтообразно к центру.
- По окончании тамбуровки накладка снимается с манекена, выворачивается на изнаночную сторону и опять прикрепляется к манекен-голове булавками для затамбуровывания края ленты по всему монтюру в 3-4 ряда.
Это требуется для маскировки накладки по краю при ее использовании.
Далее приступают к оформлению накладки. Волосы расчесываются, частично подстригаются в сухом виде, начиная с нижнего ряда.
Окончательная стрижка ножницами методом «на пальцах» выполняется только на голове заказчика для более точной подгонки стрижки накладки к волосам заказчика.
Для плотного прилегания концов волос к затылочной части и шее их тщательно филируют бритвой, при этом накладка должна быть прикреплена к голове плотно и в окончательном варианте!