Идеальных лиц не бывает, но приблизить овал к пропорциям золотого сечения вполне возможно. Для этого необходимо выполнить коррекцию – то есть прибегнуть к способу визуального моделирования лица, используя средства косметики для затемнения одних участков и высветления других.
О том, как правильно корректировать лицо, что нужно для эстетического моделирования овала макияжем и какие для этого можно использовать методы, вы узнаете в этой статье.
Что такое моделирование лица
Начать изучение вопроса следует с главного, то есть понять, что такое моделирование лица применительно к работе визажиста.
Моделирование — это процесс выделения или устранения объемов на лице косметикой для придания скульптуре лица выразительности.
Моделирование основано на принципе игры света и тени. Известно, что оттенки светлых тонов обладают свойством приближать и увеличивать, тогда как темные оттенки уменьшают и отдаляют предметы.
Техника пришла в современный макияж из киноиндустрии. На раннем этапе ее развития при подготовке актеров к съемкам гримеры моделировали форму и детали их лиц, чтобы они не смотрелись плоско на черно-белом экране.
Со временем техника претерпела изменения и в настоящее время используется не только в профессиональном макияже, на фотосессиях, киносъемках, но и в повседневной жизни для создания вечернего макияжа и макияжа для особых случаев.
Каждое лицо имеет набор рельефных пар. Рельефная пара — это сочетание теневой впадины и светового блика. Чтобы понять цветовые особенности средств для моделирования, нужно проанализировать пигмент рельефа.
Теневая впадина имеет нейтральный по пигменту серо-коричневый оттенок — от более темного в самой глубокой части до самого светлого ближе к объему.
Чтобы моделирование смотрелось натурально, цвет корректора должен совпадать с цветом природной тени, то есть не иметь в своем составе примеси декоративных цветов желтого, красного и их производных.
На сегодняшний день это является одной из самых больших проблем, так как немногие бренды выпускают средства для моделирования с правильными пигментами.
Имея точное средство для моделирования, специалист сможет усиливать или ослаблять природную тень, изменяя ее направление, сокращать лишнее расстояние, добиваясь идеальных пропорций.
Важно всегда помнить: идеальная коррекция — это та, которую не заметят окружающие.
Средства коррекции
На рынке профессиональной косметики царит огромное разнообразие корректирующих средств. Существуют различные текстуры корректоров — сухие, кремовые, восковые. При выборе текстуры в первую очередь следует учитывать цель и повод для нанесения макияжа, а также тип кожи и ее состояние.
Использование сухих корректоров рекомендуется для жирной кожи. Сухая текстура избавит проблемные участки от жирного блеска. В случае с сухой кожей, наоборот, рекомендуется использовать кремообразные корректоры, которые сделают мягкий тон и одновременно смягчат кожу.
Профессиональные визажисты часто используют оба вида текстур одновременно, потому что каждая из них имеет свои преимущества. Например, жирная текстура дает возможность произвести более точную контурную коррекцию при моделировании лица: она может наноситься точечно и обеспечивает более плотное покрытие, чем сухая.
Поэтому жирные корректоры используются специалистами для придания глубины и выделения рельефа лица, а также для детальной проработки определенных зон лица.
Это важно прежде всего при создании выразительного и яркого образа для портретных фотосъемок, а также для лиц, от природы нерельефных, имеющих невыразительные округлости.
На негладкую рельефную кожу восковая текстура ложится неровно и только подчеркивает недостатки, поэтому предпочтительнее использовать сухую текстуру поверх пудры и наносить ее очень распыленно в конце макияжа, чтобы излишне не подчеркнуть рельеф.
Кремовая коррекция больше подходит для детальной проработки лица, когда это обусловлено определенными задачами, например портретной съемкой.
Сухая коррекция лица идеально подходит для повседневного макияжа, так как сухие текстуры легко растушевываются, наносятся воздушно и рассеянно, не перегружают лицо. А для создания максимально яркого образа визажисты практикуют применение сухих корректоров поверх жирных.
Виды и способы коррекции
Существуют три способа моделирования: коррекция тональными средствами, коррекция жидкими и жирными корректорами, коррекция сухими корректорами:
- Коррекция тональными средствами. Способ заключается в работе разными по светлоте оттенками тонального средства, подходящими по оттенку клиенту, причем разброс не должен превышать три уровня тона. Например, если уровень оттенка клиента 2NB, то специалист берет тональное средство уровня 1NB в качестве высветлителя и 3NB — в качестве затемнителя, а основным оттенком работает для смягчения переходов между светлыми и темными участками.
- Коррекция жидкими и жирными корректорами.
- Коррекция сухими корректорами после нанесения пудры.
Выделяют несколько видов моделирования:
- Универсальный (так называемая коррекция по женскому типу).
- Коррекция по мужскому типу, или модельная коррекция (квадратная, с возможным варьированием, наклон нанесения может варьироваться).
- Съемочный тип коррекции (через скуловую кость практически вертикально проходит затемнение, блики ставятся по центру лица, за ними темные полосы как бы режут лицо).
- Контуринг (выполняется жирными плотными корректорами, которые наносятся до тона и растушевываются при помощи тонального средства и пудры).
- Стробинг (выполняется при помощи блестящих, перламутровых текстур и хайлайтеров).
- Бейкинг (запудренный, или запеченный, макияж, который выполняется при помощи плотных слоев пудры).
- Дрейпинг (выполняется только при помощи теплых и холодных оттенков румян без корректоров).
- Хроминг (нанесение бликов с помощью жидких перламутровых помад и хайлайтеров).
Дополнительные способы коррекции:
- Коррекция на этапе тонирования при помощи тональных средств, разных по светлоте.
- Кремовая коррекция.
- Сухая коррекция.
- Дублирующая коррекция.
- Комбинированная коррекция.
У каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Выбор метода коррекции зависит от многих факторов (например, привычек клиента, назначения макияжа, актуального состояния кожи и т. д.).
Блики, тени и перспектива
Коррекция в макияже осуществляется путем правильного расположения бликов и теней.
Расположить их правильно — значит приблизить форму лица в целом и его деталей к идеальным пропорциям. От положения бликов и теней напрямую зависят все существующие виды коррекции лица.
Чтобы избежать цветовых и оттеночных ошибок, самые слабые тени, которые располагаются по центру, лучше наносить в последнюю очередь.
Блики. Светотень распространяется сверху вниз, от центра к периметру лица. У каждого блика, как и у каждой тени, есть некая точка максимальной концентрации.
Лоб более освещен в центре, менее по бокам — точки концентрации бликов располагаются в четырех местах по центру лобных бугров, над бровями ближе к центру.
При планировании коррекции следует учитывать форму лба в профиль и, исходя из этого предварительного анализа, расставлять или не расставлять блики.
Например, если лоб слишком скошен, а надбровные дуги слишком выражены, то, чтобы сделать его более выпуклым, специалисту следует поставить блик по центру; и наоборот, если лоб слишком выпуклый, то блики, которые и без того достаточно активны, усиливать вряд ли стоит, а возможно, лучше их даже заматировать.
Параллельно с работой над бликами всегда производится одновременная работа с теневыми моментами. При этом нельзя забывать, что тень не может располагаться в зоне блика, а блик — в зоне тени.
Незнание этих правил может привести к еще большим диспропорциям в лице. Наконец, нужно помнить, что всегда, когда блик и тень меняются местами по своему местоположению, в макияже возникает ощущение «грязи».
В зоне глаз важны подбровный блик, блик по центру подвижного века ближе к ресничному контуру, блик во внутреннем углу глаза (самый маленький блик на лице) и блик на нижней слизистой по ее центру.
Если посмотреть на череп, то подбровный блик и надбровный блик представляют собой не два, а один блик, который разделен волосистой частью брови.
Работая с зоной глаз, блики не следует делать слишком большими, поскольку это приведет к искажению пропорций. Например, если блик на нижнем веке будет активнее и больше по площади, чем блик в центре подвижного века, то возникнет иллюзия мешка под глазом.
Между подбровным и скуловым бликами существует тесная взаимосвязь, так как оба этих блика анатомически располагаются на одной костной дуге, которая имеет прогиб около височной зоны и зоны глазной впадины. Поэтому в определенных случаях эти блики можно объединять.
Самый яркий блик в зоне носа находится на кончике, а потому блик по спинке не может соперничать с ним по интенсивности. Блики также имеются на крыльях носа, и их нельзя затемнять ни при какой коррекции.
Но нужно помнить, что эта зона также должна проигрывать по интенсивности, например, блику на кончике носа. Освещенной является также зона за носом на передней поверхности лица (зона треугольников под глазами), и высветление зоны около ноздрей можно использовать, например, для того, чтобы отвлечь внимание от чересчур широкого носа.
Блики, уходящие двумя линиями к основанию носа, наблюдаются в зоне над верхней губой. Блик по верхней губе доходит до углов рта.
При этом следует помнить, что блик в зоне банта будет более активным, чем в углах рта.
Также зона света, приподнимающая углы губ вверх и уходящая в зону подчелюстного блика, имеется у нижних углов губ. Над зоной подбородка имеется два блика по центру нижней губы.
Некоторые блики в отдельных случаях можно объединять:
- Объединение подбровного и скулового бликов используют для того, чтобы расширить лицо в зоне скул и создать рельеф.
- Блики на спинке и кончике носа объединяют, не опасаясь пересечь переносицу, если необходимо удлинить центральную часть лица и нос.
- Четыре блика на лбу объединяют, чтобы увеличить площадь верхней зоны и сделать лоб более выпуклым.
- Блики во внутреннем углу глаза и на верхнем подвижном веке объединяют для того, чтобы увеличить площадь глаз или раздвинуть глаза.
- Блик на подбородке и подчелюстные блики объединяют в случае скошенных углов нижней челюсти, маленького скошенного подбородка, узкого лица.
Тени. При выполнении моделирования лица следует уделить внимание височной тени, тени вдоль линии роста волос (не зависит от анатомии), тени от орбитальной складки, которая соединяется с тенью переносицы, тени вдоль боковых поверхностей носа, переходящей в тень на боковой поверхности переносицы, подбровной тени во внутреннем углу глаза, подскуловой тени, которая может быть объединена с подчелюстной тенью (при широком лице, чрезмерно развернутых углах нижней челюсти), тени под нижней губой (благодаря ее коррекции можно сократить высоту подбородка, сделать губы более объемными), маленькой тени над верхней губой.
Как и в случае с бликами, менее интенсивные тени желательно расставлять после интенсивных, чтобы они не оказались слишком темными.
Тени также в некоторых случаях можно объединять:
- Височную тень объединяют с тенью по линии роста волос, чтобы уменьшить высоту и ширину лба.
- Височную тень объединяют со скуловой тенью в случае слишком широкой височной и скуловой зон.
- Височную тень иногда объединяют со скуловой и подчелюстной тенями.
- Боковая тень на носу и тень во внутреннем углу глаза под бровью могут быть объединены для коррекции далекой посадки глаз и слишком широкой нерельефной переносицы.
- Могут быть объединены тень во внутреннем углу глаза под бровью и тень по орбитальной складке.
Перспектива цвета. Макияж подчиняется определенным законам перспективы цвета. Благодаря этим законам специалист по визажу может создать рельеф на плоскости или, наоборот, устранить нежелательный объем, значительно изменить форму лица.
Этих эффектов можно достичь при помощи контраста светлых и темных, холодных и теплых, ярких и приглушенных, блестящих, глянцевых или матовых продуктов.
В общем случае тени не могут расставляться на зону бликов и наоборот.
При планировании моделирования лица необходимо учитывать, что в первую очередь человеческий глаз замечает блестящее, затем — светлое, потом — цветное, затем — тени; в последнюю очередь он замечает полутени.
Блики по температуре должны быть более теплыми или более нейтральными по отношению к теням и цвету кожи — это позволяет создавать иллюзию большего объема; на зоне концентрации блика цвет уходит в более яркий и становится холодным.
Чем ближе тени по цветовому решению к точке концентрации, тем холоднее они должны быть; чем ближе тени к свету, тем более теплые характеристики они приобретают.
Способы коррекции лиц разных типов
Для определения типа лица следует смотреть не прямо на клиента, а на его отражение в зеркале — так результат определения будет точнее.
Все многообразие форм лица принято сводить к основным геометрическим фигурам. В разных системах типирования их выделяют от пяти до восьми (более подробно мы рассмотрим их далее). Для простоты все лица условно можно разделить на два основных типа: широкие и удлиненные (вытянутые).
Широкие лица. В таких лицах высота стремится к ширине, нижняя часть всегда тяжелая. К этой подгруппе относятся такие формы, как круг, квадрат и трапеция. Они преобладают в средиземноморских и кавказских национальностях, а также у азиатов и арабов. Широкие лица обычно бывают у людей невысокого роста и коренастого телосложения. Такие лица стареют позже, но сам процесс старения происходит быстрее и рельефнее. При коррекции лиц широкого типа больше работают диагональными линиями и затемнением, так как главная задача коррекции таких форм — сужение ширины и увеличение высоты.
Удлиненные (вытянутые) лица. Высота в таких лицах преобладает над шириной, а нижняя часть лица имеет V-образный подбородок. Такие лица у людей преимущественно прибалтийских национальностей, у северных народностей. Обычно это люди высокого роста, стройные. Такие лица стареют раньше, но процесс старения происходит постепенно (так называемый мелкоморщинистый тип старения). К этой подгруппе относят треугольник, ромб (может относиться и к широкой подгруппе), вытянутый овал. При моделировании форм данной подгруппы в коррекции работают преимущественно высветлением и горизонтальными линиями, так как задача такой коррекции — расширить лицо и уменьшить его высоту.
При моделировании лица следует учитывать его рельеф, то есть перепады между впадинами и объемами на лице (их чередование), и контур, то есть очертания внешнего периметра. Если нужно отвлечь от контура, необходимо сделать акцент на выделение рельефа, и наоборот.
Выпуклости на лице:
- Лоб (над бровями).
- Лобные бугры.
- Скуловые кости.
- Спинка носа.
- Зона над верхней губой.
- Зона подбородка.
- Переход нижней челюсти в шею.
Впадины на лице:
- Подскуловая впадина.
- Височная впадина.
- Нижняя челюсть.
- Боковые поверхности носа.
Границы затемнения и высветления
Голова и ее лицевая часть похожи на объемную фигуру — цилиндр. На фронтальной части расположены зрачки, которые являются ориентиром и границей затемнения и высветления.
Румяна всегда наносятся на самое высокое в зоне улыбки место, но растушевываются по-разному.
В широких лицах растушевка уходит в диагональ и втушевывается в хайлайтер и коррекцию. В удлиненных лицах румяна наносятся на яблочки щек и растушевываются по кругу без акцентирования диагонального направления.
Остатки румян на кисти всегда наносят на лоб, кончик носа и подбородок.
Далее вы узнаете, как моделировать лицо в зависимости от его формы.
Моделирование разных форм лица
С точки зрения формы лица можно разделить на круглые, квадратные, трапециевидные (грушевидные), треугольные, овальные и прямоугольные.
Круглое лицо. Отношение высоты к ширине 1:1, лицо нерельефное, все линии плавные, мягкие, лоб низкий, нижняя часть маленькая, рот и губы небольшие, обычно в форме сердечка или бантика, глаза большие и круглые. В таком лице самой широкой частью является височноскуловая. Так называемый славянский типаж.
Коррекция такой формы называется серповидной: затемнение напоминает букву С и начинается под скуловой впадиной, далее по диагонали переходит на височную впадину и заканчивается на лобном выступе.
Высветление производится по центру лба, на подбородке и на центральной части лица под глазами и наивысшей точке скул. Брови следует делать с закрытым хвостом, румяна положить на центр щеки и растушевать по диагонали.
Такой форме лиц подходят прямые, вертикальные линии в прическах, не подходят прически, имеющие круглые очертания, каре и рельефные кудри.
Квадратное лицо. Мужская форма лица, соотношение между высотой и шириной стремится к 1:1, геометрия угловатая, жесткая, лоб широкий и короткий, подбородок короткий, широкий и плоский, углы нижней челюсти развернутые.
На этом лице нет самой широкой зоны: лоб, скулы и нижняя челюсть расположены на одной линии, глаза среднего размера, могут быть большими. Остальные черты варьируются.
Основная задача при коррекции — создать рельеф и перенести на него акцент. При моделировании затемняется подскуловое пространство, причем форма затемнения напоминает каплю, самая широкая часть которой лежит к центру скулы; также затемняются углы нижней челюсти и боковые поверхности лба.
Высветляется центральная часть лба, лицо по центру и под глазами, подбородок. Важно соединить все линии высветления между собой — благодаря этому достигается основная задача коррекции: центральная вертикаль лица будет казаться визуально длиннее.
Брови предпочтительнее делать классической формы с закрытым хвостом. Румяна, так же как и при круглом лице, растушевывают диагонально. Неприемлемы геометрические и круглые прически. Хорошо подойдут полуволны, каплевидные формы, рваные, беспорядочные пряди.
Трапециевидное (грушевидное) лицо. Инверсия овала с возрастом часто в нижней части обвисающая, височная зона зауженная, лоб узкий, скулы средней ширины или широкие, нижняя челюсть развернута, высота может быть разной. Маленькие щелевидные глаза (практически не бывают большими), достаточно тонкие длинные губы, часто короткая шея.
При коррекции такой формы лица макияжем нужно выполнить затемнение нижнечелюстных углов и подскуловой впадины, причем граница затемнения в данной форме смещается чуть ниже, нежели обычно, так, чтобы точка скулового провала оставалась без тени; форма тушевки напоминает каплевидную форму в квадратной коррекции, нижняя граница тушевки параллельна нижней челюсти.
Высветлением прорабатываются скошенные височные зоны, центр лба, нос и подбородок. В данной форме следует избегать графичных линий, все тушевки, в том числе и в макияже глаз, должны быть плавными. Не следует наносить яркие и темные помады, предпочтительно делать восходящей ось бровей с открытым хвостом.
Хорошо подходят очки, даже без диоптрий и с наклоном наверх, длинные и короткие стрижки, рваные и асимметричные стрижки. Плохо будут смотреться челки, графичные формы, объем в нижней части.
Трапеции и квадрату подходит мужская коррекция. Формы могут видоизменяться с возрастом.
Треугольное лицо. Похоже на овал, но с более широким лбом и заостренным подбородком. Длина преобладает над шириной, лоб и височная зона широкие, скулы плоские, углы нижней челюсти скошены, подбородок удлиненный или заостренный, глаза средние или большие, часто далеко посаженные, рот большой. Часто называют прибалтийской формой.
При моделировании формы преобладает работа светлыми оттенками в области наивысших точек скуловой кости и скошенных углов нижней челюсти, а затемнение производится практически горизонтальным его наложением в область подскуловой впадины, а также височных впадин.
При проработке подскуловой впадины затемнение накладывается в виде треугольника вершиной к центру щеки, нижняя сторона этого треугольника расположена горизонтально, а верхняя — параллельна нижней челюсти. Румяна наносятся на самое выпуклое место щек в улыбке и растушевываются по кругу.
Затемнение в макияже глаз строится в пределах внешнего угла глаза, хвост брови предпочтительно делать закрытым. Плохо подходят очки, даже без диоптрий и с наклоном наверх, длинные и короткие стрижки, рваные и асимметричные стрижки. Хорошо будут смотреться челки, графичные формы, объем в нижней части.
Овальное и прямоугольное лицо. Длина значительно преобладает над шириной, лоб высокий, нос длинный, нижняя часть удлиненная, скулы плоские, лоб и рот большие, глаза среднего размера, брови часто растут с восходящей осью, обычно горизонтальные.
Моделирование формы производится так же, как и при треугольной форме лица, в том, что касается работы со скулами и углами нижней челюсти, подскуловой и височными впадинами, румяна накладываются аналогично.
Затемняются также подбородок и линия роста волос для визуального уменьшения высоты лица. Брови желательно делать горизонтальными или с восходящей осью. Подходят челки (объемные, от лица), волны, локоны.