Кризис, вызванный коронавирусом, оказал разрушительное финансовое воздействие на сектор «быстрой моды», утверждают эксперты. И чтобы избавиться от его последствий, фэшн-индустрия нуждается в радикальном «капитальном ремонте», говорится в исследовании Euromonitor International.
Почти 40% компаний ожидают, что в ближайшее время дела на мировых подиумах будут обстоять значительно хуже, чем после финансового кризиса 2008 года. Согласно прогнозам, продажи одежды и обуви в этом году упадут как минимум на 12%.
В подтверждение этих слов лидер мирового рынка Inditex, в состав которого входит сеть магазинов модной одежды Zara, предоставил отчет, в котором сообщается об убытке в размере €409 млн только по итогам I квартала – первых потерях с момента основания компании в 2001 году.
Впрочем, такое положение дел неудивительно: в разгар глобальной блокады 88% магазинов группы были закрыты, оборот сократился практически вдвое. Однако руководство Inditex подчеркивает, что даже во время кризиса они продолжали платить своим сотрудникам 100% их окладов.
А вот другим компаниям повезло куда как меньше. К примеру, только в Испании около 8000 сотрудников сети магазинов недорогой одежды Primark отправили в отпуск. Mango заставил отдыхать 4700 работников, а H&M – десятки тысяч.
Как рассказал исполнительный директор Primark Джордж Уэстон, между 22 марта и 21 апреля британский бренд не продал ничего, поэтому около 68 000 его сотрудников были вынуждены воспользоваться помощью различных правительственных программ, «без которой сеть магазинов была бы вынуждена сократить персонал».
Американский ритейлер Gap за первый квартал 2023 года показал убыток в размере $900 млн.
Теперь, когда торговля возобновилась, магазины столкнулись с такой проблемой, как огромные запасы нераспроданной одежды и обуви. И реализовать их вряд ли удастся, считает профессор Французского института моды в Париже Бенджамин Симменауэр. Причиной тому – сильная зависимость фэшн-индустрии от времени года, продать в середине лета прошлую весеннюю коллекцию невозможно.
Кризис вверг в хаос и глобальную цепь поставок. Некоторые компании отменили заказы от своих поставщиков, создав огромные проблемы для местных работников швейной промышленности. А в краткосрочной и среднесрочной перспективе потребительский спрос на модную одежду и вовсе сильно упадет из-за резкого падения доходов, считает аналитик Euromonitor Маргарита Ле Ролланд.
Помимо всего прочего, приятный аспект шоппинга будет очень трудно поддерживать при социальном дистанцировании. Кризис привел к кардинальному сдвигу в сторону онлайн-продаж: реализация Inditex через интернет в первом квартале увеличилась на 50%, Gap — на 13%, H&M — на 17%.
Теперь фэшн-индустрия вынуждена учитывать тот тип моды, который ищут потребители. Эпидемия и ограничительные меры, связанные с запретом на выход из дома, оставили глубокий отпечаток на стиле одежды. Вряд ли покупатели будут искать изысканные наряды для вечернего мероприятия после того, как их заперли в своих квартирах на месяцы. Скорее всего, люди предпочтут удобные домашние халаты и спортивные костюмы.