Знание основ колористики для визажиста – насущная необходимость, ведь мастер визажа не просто художник, использующий вместо холста лицо человека, но и реставратор, который способен завуалировать видимые дефекты или диспропорции.
Настоящий профессионал своего дела знает о цвете всё и может умело использовать специальные косметические средства, чтобы преобразить внешность клиента в зависимости от выбранного им образа.
Общие понятия о цвете
Колористика изучает теорию применения цвета на практике в различных отраслях человеческой деятельности.
Колористика является разделом цветоведения — науки о цвете, которая опирается на данные физики, психологии, философии, истории, эстетики и других наук, изучающих различные аспекты феномена цвета
Как хорошо известно, с физической точки зрения спектр солнечного света распадается на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета.
Все другие цвета, которые нас окружают, являются производными этих цветов. Все цвета, доступные человеческому глазу, можно разделить на ахроматические и хроматические.
Характеристики ахроматических и хроматических цветов:
- Ахроматические цвета — это цвета черно-белой гаммы. Они не имеют пигмента. Белый цвет отражает все лучи, черный, наоборот, поглощает все цвета.
- Хроматические цвета — это все цвета спектра и их оттенки. Хроматические цвета делятся на первичные и производные.
Существует множество цветовых схем и систем цвета.
Однако наиболее широко известная из них — это цветовая схема Ньютона, в которой семь цветов располагаются в цветовом круге в том же порядке, в котором они формируются призмой.
Первичные цвета — красный, синий и желтый. Они являются основой всех хроматических цветов. Фактически без них не существует никакой другой цвет.
Первичные цвета являются основными компонентами красителей для волос, а производные цвета (или составные) делятся на вторичные, третичные и т. д.
Вторичные цвета получаются путем смешения двух основных (первичных) цветов:
- Красный + желтый = оранжевый;
- Красный + синий = фиолетовый;
- Синий + желтый = зеленый.
Третичные цвета получаются в результате добавления вторичного цвета к одному из двух образующих его первичных.
Например, соединение фиолетового, который получается в результате соединения красного и синего, с красным дает цвет красного дерева (махагон), соединение фиолетового с синим — сине-фиолетовый и т. д.
Смеси первичных и вторичных цветов в различных пропорциях образуют неисчислимое количество промежуточных оттенков (схему первичных и дополнительных цветов можно посмотреть на форзаце).
Нейтральные (или полухроматические) цвета в макияже — это натуральная гамма от светло-коричневого до темно-коричневого. Такие цвета образуются путем смешивания комплементарных цветов или всех цветов спектра.
Нейтральная цветовая гамма универсальна для макияжа, так как с помощью нее можно составить растяжки как между родственными, так и комплементарными цветами через белый и коричневый цвета.
Родственные цвета — это цвета, расположенные в цветовом круге рядом друг с другом (например, красный и красно-оранжевый). При смешивании родственных цветов для макияжа образуются промежуточные цвета, которые располагается в цветовом круге между ними.
Контрастные цвета — это цвета, расположенные в противоположных четвертях цветового круга.
Например, зеленый контрастирует с красно-оранжевым и красно-фиолетовым, желтый — с сине-фиолетовым и красно-фиолетовым.
Комплементарные цвета — это цвета, расположенные в цветовом круге друг напротив друга (на 180 градусов друг от друга). Комплементарные цвета образуют основные пары: «желтый — фиолетовый», «красный — зеленый», «синий — оранжевый».
Комплементарные цвета обладают следующими свойствами:
- При расположении рядом они усиливают яркость друг друга.
- При смешивании они образуют нейтральный цвет (то есть нейтрализуют друг друга).
Свойства цветов при нанесении макияжа
В макияже цвета соединяются двумя способами:
- Через четкую границу.
- Через растушевку.
Растушевка — это плавный переход одного цвета в другой или в цвет кожи.
Существует несколько видов соединения цветов в растушевке:
- Растушевка через родственные цвета.
- Растушевка через ахроматическую гамму.
- Растушевка через нейтральную гамму.
- Растушевка через пигмент-хроматик.
Соединение через родственные цвета вряд ли может вызывать трудности. В этом случае берется цветовая палитра и родственные цвета выкладываются друг за другом таким образом, чтобы обеспечить их плавный переход.
Переход через хроматическую гамму для понимания несколько сложнее. В ахроматических цветах нет пигмента, поэтому они принимают на себя любой цвет.
Цветные, яркие, чистые, светлые цвета переходят друг в друга в растушевке через ахроматическую гамму с применением белого цвета. Для этого используются в том числе подложки из белого цвета, которые позволяют создать эффект резонанса цвета.
В итоге все цвета получаются ярче. Темные, насыщенные переходят друг в друга в растушевке через черный цвет, холодные оттенки — через серый цвет.
Переход через нейтральный цвет происходит плавно, потому что в составе нейтрального цвета имеются все оттенки, и он входит в «палитру» нашей кожи.
Переход через пигменты-хроматики происходит плавно, так как в их составе очень много оттенков, которые можно увидеть под разными углами обзора. Поэтому, чтобы растушевка получилась плавной, достаточно лишь взять один из оттенков, входящий в состав пигмента.
Любой цветовой тон имеет: температуру, светлоту и яркость (насыщенность).
Температура напрямую зависит от противопоставления синего и желтого цветов. Если посмотреть на цветовой круг, то можно заметить, что он имеет две половины: холодная половина круга содержит цвета, в которых преобладает синий цвет, теплая половина круга — цвета, в которых преобладает желтый цвет.
Строгое деление цветов на теплые и холодные условно. Однако в то же время оно связано с нашим жизненным опытом, который подсказывает нам, что цвет пламени и солнца дает тепло, а голубоватый цвет воды — прохладу.
Температура цвета может быть абсолютной и относительной. Абсолютная температура — это теплота или холодность цвета относительно цветового круга.
Относительная температура — это теплота или холодность цвета относительно его оттенка. Здесь важно отношение между двумя оттенками: в одном и том же цвете оттенок может быть более теплым или более холодным относительно другого оттенка того же цвета.
Нейтральный цвет с преобладанием синего дает серый, то есть холодный, оттенок. Нейтральный цвет с преобладанием желтого или оранжевого дает коричневый, то есть теплый, оттенок.
Светлота — это степень отличия цвета от черного или белого. Если рассмотреть пятицветную растяжку цвета в палитре для макияжа глаз, то можно увидеть, что первый и пятый цвета пограничные, тогда как второй, третий и четвертый — переходные.
- Первый цвет — это блик, его всегда должно быть мало.
- Второй цвет обеспечивает свет, его всегда используют обильно, так как он подходит под цвет кожи.
- Третий цвет создает полутень, его оттенок немного темнее оттенка кожи.
- Четвертый цвет создает тень, он значительно темнее оттенка кожи.
- Пятый цвет используют для создания акцента. Это самое темное место в макияже глаз, и пятый цвет всегда используется в очень ограниченном (минимальном) количестве.
По большому счету в макияже можно обойтись без блика и акцента (и их не надо использовать без особой на то необходимости), но никогда нельзя обойтись без света, полутени и тени.
Добавление белого не меняет температуру цвета. Белый цвет можно использовать лишь для охлаждения относительной температуры, то есть создания более холодного оттенка того же самого цвета.
Примесь черного делает цвет теплее, при добавлении серого цвет становится мягким или приглушенным. Также добавление серого цвета делает теплые оттенки холоднее, а холодные — теплее.
Яркость (насыщенность) — это доля чистого пигмента в данном цвете (таблицу яркости и насыщенности цветов можно посмотреть на форзаце).
Яркими являются чистые цвета хроматического круга. Эталоном насыщенности считаются цвета спектра. Чем ближе цвет рассматриваемого предмета к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее.
Примером приглушенных или мало насыщенных цветов могут служить бежевый, бледно-желтый, бледно-голубой, темно-синий, темно-коричневый.
Таким образом, приглушенные цвета — это цвета, противоположные ярким, состоящие из трех основных цветов или полученные добавлением нейтрального (серого или коричневого) цвета.
Применение цветов в макияже
Зная основы колористики и опираясь на правила цветового круга, макияж получится более красивым и естественным.
Цвета в макияже используются для достижения одной из следующих целей:
- Нейтрализации дефектов с помощью цвета.
- Коррекции объемов с помощью цвета.
- Акцентирования цвета глаз.
- Цветовой композиции (сочетания цветов).
- Формирования цветовой гаммы (теплой, холодной, смешанной).
Нейтрализация дефектов с помощью цвета. Коррекция цветовых недостатков основана на свойствах комплементарных (контрастных) цветов: цвета, лежащие на противоположных сторонах цветового круга, усиливают и взаимно нейтрализуют друг друга.
Нейтрализация цвета — важная особенность хроматических цветов. Это означает, что для каждого хроматического цвета (кроме коричневого) имеется дополнительный цвет, который при объединении с исходным дает серый или серо-коричневый цвет.
В соответствии с общей закономерностью фиолетовый цвет нейтрализует желтый, красный цвет нейтрализует зеленый, синий цвет нейтрализует оранжевый. Такие проблемы, как пигментные пятна, лопнувшие капилляры, покраснения, воспалительные элементы и другие нарушения пигментации, а также темные круги и припухлости под глазами, визуально проявляются прежде всего как изменение цвета.
Для корректировки этих проблем с помощью специальных продуктов нужно подбирать средство с определенным цветом. Корректоры цвета кожи лица дают для этого широчайшие возможности, они могут быть розовыми, оранжевыми, зелеными, желтыми. Оттенок корректора напрямую зависит от его назначения.
Коррекция объемов с помощью цвета. Объемы корректируются при помощи светлых и темных оттенков корректоров.
Акцентирование цвета глаз. В макияже глаз нет ограничений по цвету, однако определенные правила все-таки существуют. Если к цветным глазам берутся цветные тени, то не следует брать цвет теней ярче цвета радужки, поскольку от этого радужка будет казаться более серой.
Если нужно подчеркнуть цвет радужки, следует нанести на нижнее веко цвет, родственный цвету радужки, или использовать цвета, комплементарные к цвету радужки. При нахождении рядом друг с другом эти цвета усилят друг друга.
Целенаправленное формирование цветовой гаммы (теплой, холодной, смешанной). При создании макияжа может возникнуть необходимость намеренного формирования цветовой гаммы. Основанием для выбора цветовой гаммы могут служить цветотип, тема, возраст, одежда, аксессуары, освещение, при котором будет носиться макияж.
Корректоры
Корректоры — это косметические средства, всегда очень плотные по текстуре, которые имеют высочайшую покрывающую способность и предназначены для маскировки более серьезных дефектов.
Чаще всего корректоры имеют две формы: густой в баночке и карандаш. Они могут иметь оттенки разной интенсивности. Насыщенные цветом корректоры используются для макияжа в основном на съемках для маскировки татуировок актеров.
В остальных, даже сложных, случаях профессионалы используют полупрозрачные консилеры, которые обеспечивают легкую маскировку несовершенств.
Светло-молочный (белый) корректор используют для осветления участков лица и слишком темных корректоров или тональных средств.
Темно-коричневый корректор используется как моделирующий оттенок. Он создан для того, чтобы рисовать на лице более утонченные черты: острые скулы, точеный нос и т. д. Это средство не предназначено для использования в домашних условиях.
Консилеры
Перед тем как выбрать цвет консилера для лица, нужно иметь представление о том, для чего предназначены эти косметические средства.
Кремовый консилер — это консилер с самой высокой плотностью покрытия. Он хорошо скрывает даже ярко выраженные проблемы под глазами, при этом легко наносится и растушевывается благодаря своей жирной текстуре.
Встречается в стике или баночке. Такой консилер лучше всего растушевывается пальцами: от тепла рук он становится мягче и ложится более тонким слоем.
Светоотражающий консилер — легчайший кремообразный консилер с жемчужным сиянием или светоотражающими частицами, представленный в упаковке, напоминающей авторучку со встроенной кистью и дозатором. Он деликатно подсвечивает и освежает взгляд, а также может быть использован для подсветки носогубных складок и ямочки на подбородке.
Чтобы сделать лицо красивым, достаточно двух продуктов: затемняющего и высветляющего корректоров. Остальная косметика предназначена для того, чтобы сделать лицо ярче. Все виды продуктов для коррекции могут быть представлены как в пудровой, так и в кремовой текстуре.
Средства для создания спецэффектов
К косметическим средствам для создания спецэффектов относятся хайлайтеры, высветляющие и затемняющие корректоры, бронзеры и шиммеры.
Хайлайтер — это средство декоративной косметики для создания «скульптурности» лица, то есть высветления и выделения отдельных участков, сокрытия мелких морщинок. Хайлайтер позволяет придать лицу сияющий, свежий вид.
Хайлайтер не является маскирующим средством, то есть не способен скрывать дефекты кожи (акне, покраснения, сыпь и т. д.). При неправильном и неумелом применении он их только подчеркивает.
В состав хайлайтеров часто входят светоотражающие частички (слюда, перламутр или пигмент), однако они могут быть почти матовыми.
Хайлайтеры могут быть как сухими, так и жидкими или кремовыми. Для жирной кожи предпочтительны сухие матовые хайлайтеры, а для сухой кожи — жидкие матовые или с блеском.
Иногда в качестве хайлайтера используют очень светлый полупрозрачный тональный крем.
Высветляющие корректоры — это матовые плотные продукты самых светлых оттенков. Бывают кремовыми и пудровыми. Их можно найти среди консилеров, компактных пудр или теней для глаз молочно-белых оттенков. Благодаря своей матовости корректоры аккуратно вливаются в макияж, и изменения не бросаются в глаза.
Затемняющие корректоры нередко относят к румянам, но это неверно. Они были разработаны для придания скульптурной выразительности лицу и телу. Затемняющие корректоры имеют темные оттенки.
Качественный затемняющий корректор почти не содержит красного пигмента и представлен в серо-коричневой гамме. Последнее доказывает, что к румянам затемняющие корректоры никакого отношения не имеют. При этом содержание пигмента в затемняющих корректорах очень высокое, и на коже эти корректоры выглядят ровно так же, как и в упаковке.
Бронзерами называют затемняющие продукты красновато-коричневых оттенков. Они дают эффект золотистого загара и свежего лица, однако при использовании бронзеров необходимо соблюдать умеренность, поскольку их чрезмерное применение может испортить макияж.
Бронзеры могут быть как матовыми, так и с содержанием светоотражающих частиц. Отличие бронзеров от затемняющих корректоров связано с их применением: бронзер используется исключительно как вспомогательный продукт для растушевки затемняющего корректора.
Сформировать с помощью бронзера рельефные скулы не получится: из-за содержания в нем красного пигмента, который мешает создать эффект натуральной тени, лицо будет выглядеть грязным и неопрятным.
Шиммер — это средство, используемое в декоративной косметике для придания макияжу особого блеска. В состав шиммера входят частицы, обладающие светоотражающим эффектом, благодаря которым кожа буквально начинает сиять.
Шиммер предназначен не только для макияжа к торжественным случаям (например, приемам или вечеринкам), но и для подчеркивания красоты черт лица и придания им легкого шарма.
Перед тем как выбрать цвет шиммера, нужно понять, какой тон кожи. Тон шиммера должен всегда совпадать с тоном кожи, так как он предназначен для создания эффекта блеска, а не для высветления кожи. При необходимости шиммер можно заменить рассыпчатыми пигментами для глаз.