Кисти для макияжа являются одними из самых важных инструментов в профессиональном наборе визажистов, поэтому каждый мастер должен знать, для чего какая кисть предназначена, как их нужно выбирать, пользоваться и обрабатывать.
Также необходимо разбираться в классификации этих предметов по функциям, форме и качеству ворса, уметь совершать правильные движения во время использования.
Кисти используются в косметологии с древнейших времен. Первые подобные инструменты были обнаружены при раскопках в пещерах Альтамира в Испании. Упоминание кисточек из ворса осла имеется в одном трактате 994 г. н. э. Известно, что в древности в Китае и Японии кисти изготавливались из ворса кошек, крыс, коз, мангуста, зайца, медведя.
В России эти предметы впервые начали производить при Петре I в Вятке. В настоящее время это город Киров, где до сих пор действуют фабрики «М. Арт» и «Рублефф». Крупным российским производителем лучших кистей для макияжа, используемых визажистами, является также фабрика «Валери-Д» (Новосибирск).
В этой статье вы узнаете, какая кисть для макияжа для чего нужна, как их изготавливают, используют и как нужно мыть эти профессиональные инструменты визажиста, а также получите много другой полезной информации, необходимой для хорошо мастера.
Изготовление кистей
Кистевяз — это уникальная профессия, которая передается из поколения в поколение. На обучение одного кистевяза уходит четыре года: первые два года ученик вяжет школьные кисти, затем в течение года — художественные, и лишь на четвертый год его допускают к изготовлению кистей для косметики, визажа и маникюра.
Из-за высокой ценности и редкости этой профессии на производство кистей не пускают посторонних, в цехах запрещены фото- и видеосъемка, а лица мастеров-кистевязов всегда скрываются при фотографировании, чтобы исключить их переманивание конкурирующими производствами.
Кистевяз, как правило, сразу изготавливает целую партию кистей одинакового размера из одного материала, поскольку в этом случае скорость изготовления более высокая, чем при производстве кистей разного размера.
Процесс изготовления кистей для макияжа включает несколько этапов:
- Сначала осуществляют подготовку ворса — его сортировку по длине, материалу, а также его дезодорирование.
- Затем мастер-кистевяз на глаз берет пучок ворса нужного размера и вставляет в патрон (обойму) будущей кисти, после чего укладывает патрон на вибростол — специальный аппарат для утряски ворса. В процессе утряски все ворсинки от вибрации опускаются на дно патрона.
- После утряски мастер извлекает ворс из патрона и начинает его выкручивать для придания ему определенной формы. Цель этого этапа — задать амплитуду между короткими и длинными ворсинками. Если мастер обнаруживает ворсинки с заломами, они удаляются пинцетом. Иногда процесс выкручивания повторяется несколько раз.
- Ворс маленьких кистей (до 12 мм) проклеивается, ворс объемных кистей прошивается (стягивается нитью-леской) и только после этого проклеивается. При этом у больших кистей для надежного удержания ворса он не просто стягивается нитью, а как бы прошивается изнутри. Если кисть не прошита, в обойме-патроне при сдвигании ворса в сторону можно увидеть дыру. Изначально все патроны круглые, однако после сжатия специальной машинкой они становятся плоскими. Кисть проклеивается около мазка и внутри него, затем дополнительно заливается клеем внутри патрона; лишь после этого вставляется ручка. У качественных кистей ручка должна быть деревянной с дополнительным обжимом (пластмасса не обожмется). Патрон качественных кистей изготавливается из хрома и меди, у некачественных кистей ручка выполнена из алюминия.
- Последний этап — это вытряска кисти, которая необходима для того, чтобы уменьшить потерю ворса после изготовления.
Основные элементы кисти — это ворс-полотно, обойма, ножка.
Кисти по сбору бывают резаными (экономичный метод изготовления, срез выполняется машиной, такие кисти всегда колючие и портят косметику) и наборными (более дорогостоящее производство, сборка производится вручную, а ворс проходит многоуровневую подготовку, которая включает очищение, дезодорирование, утряску и т. д.).
Скрепление ворса в форму кисти осуществляется при помощи проклейки и прошивки. Лучшим считается объединение двух способов, поскольку в результате достигается большая надежность закрепления.
Классификация по функциям
Кисти для базы и тона:
- В кейсе визажиста таких кистей должно быть четыре: синтетика; кисти с двойным ворсом (дуофибра): синтетика + синтетика, натуральный ворс + синтетика, натуральный ворс + натуральный ворс.
- Кисти для базы и тона также подразделяются на несколько разновидностей.
- Кисть дуофибра имеет самое плотное покрытие, не тянет кожу, наносит средство для тонирования тонким слоем, срез такой кисти должен быть не плоским, а круглым, в виде купола.
- Плоские кисти (2 шт.) изготавливаются из синтетики и натурального ворса, используются для среднеплотного нанесения.
- Кисти из натурального ворса (например, ворса енота) отличаются тем, что обеспечивают более тонкое нанесение продукта, чем кисти из синтетики. Также кисти из колонка, соболя, енота, чернобурки имеют лучший износостойкий прочный ворс, подходящий для жирных текстур.
- Кисти кабуки (№ 21т) имеют ворс из таклона (синтетика) или чернобурки (натуральный ворс). Это круглые, большие в сборке кисти, которые можно использовать для нанесения и тона, и пудры. Эти кисти применяют для плотного нанесения и шлифовки. Например, тон можно нанести синтетической кистью, а отшлифовать кистью кабуки. Кисти кабуки называются также буферными (они обеспечивают шлифовку базы с эффектом сияния).
Кисти для жирной коррекции — это уменьшенные копии кистей для тона. Имеют тот же ворс:
- Кисть дуофибра предназначена для неплотной коррекции.
- Синтетическая или натуральная кисть, обязательно плоская, ворс из колонка или соболя.
- Желательно иметь четыре штуки: одну для темной моделирующей коррекции, одну для коррекции зоны вокруг глаз (малая 8-12 мм), одну для точечной коррекции (маленькая 2-3 мм с острым концом), одну для коррекции морщин в лифтинг-макияже (тонкая 1 мм).
Кисти для пудры производятся из таклона (тонкая синтетика, имитирующая ворс белки и козы) или натурального ворса (белка, чернобурка):
- Таклон — это синтетический ворс, который изначально был разработан в Японии и использовался для производства искусственных шуб.
- Полотно ворса таклона не гладкое и прямое, а имеет изгиб, то есть вьется. Благодаря этим свойствам происходят захват продукта и полная его отдача коже.
- Самое тонкое покрытие имеют кисти из белки.
Кисти для румян и сухой коррекции — это копии ворса кистей для пудры, уменьшенные по объему:
- В кейсе визажиста таких кистей должно быть три: одна для румян, одна для сухой коррекции, одна для нанесения хайлайтера.
- Эти кисти для макияжа различаются по форме: могут быть круглыми и плоскими, а также с длинным или коротким ворсом.
Кисти для теней, пигментов, гибридных теней бывают плоскими и круглыми, натуральными и из таклона:
- Для тушевки желательно использовать натуральные кисти.
- В кейсе визажиста должно быть 5-6 кистей: 3 плоских (одна для тамповки-наслаивания, одна крупная, одна для нанесения светлых оттенков) и 2-3 пушистых кисти разного размера (крупная, средняя, малая) для растушевки.
Кисти для акварели, тинтов, кремовых теней, гелевых подводок должны быть:
- Синтетическими, поскольку данные текстуры являются агрессивными для ворса кистей.
- Если выбирать из натуральных, то для этих целей больше подходят кисти из колонка, куницы, соболя, чернобурки и енота.
- Нельзя использовать для таких случаев ворс белки.
Кисти для бровей должны быть скошенными и хорошо держать форму:
- Предпочтительно выбирать кисти из нейлона, куницы, соболя, сочетания колонка и таклона.
- Кисти из барсука и натуральной щетины очень колючие, а потому больше подходят для окрашивания бровей перманентными красителями.
Кисти для туши бывают:
- В виде ершиков и веерные.
- При их изготовлении применяют ворс енота, нейлон, дуофибру.
Кисти для помады:
- Должны иметь упругий ворс, который будет держать форму после намокания.
- В наибольшей степени для этого подходят нейлон, ворс колонка или куницы.
- Кисти из соболя для этих целей лучше не использовать, так как из-за жирности продукта их ворс сильно загрязняется.
Классификация по ворсу
Синтетические кисти изготавливаются из нейлона и таклона.
Нейлоновый ворс абсолютно ровный и прямой, блестящий, неравномерный по толщине (преимущественно тонкий на концах).
Применяется для жидких, жирных, устойчивых текстур. Такими кистями также можно переносить сухие текстуры (глиттеры, гибридные тени, сухие корректоры на воспалительные элементы).
Кисти из таклонового ворса всегда пышные, имеют изгиб волокна. В зависимости от сборки могут использоваться как для кремовых, так и для сухих текстур, дают как легкое, так и плотное покрытие.
Натуральные кисти также различаются по применению. Для сухих текстур больше подходят кисти из ворса белки, козы, пони. Для кремовых — из ворса колонка, куницы, соболя, чернобурки, енота (это вообще универсальные ворсы, которые могут использоваться как для жирных, так и для сухих текстур).
Классификация по форме
Классификация кистей для макияжа по форме.
Круглые по патрону:
Кабуки
Бочонок
Карандаш (модернизированный бочонок)
Свечка-факел
Метелка
Копытце
Плоские кисти:
Овальная
Лепесток, язычок
Прямоугольная
Веерная
Скошенная
Кисти-щетки (браши), при их изготовлении используется таклон для тушевки и шлифовки.
Оригинальные формы:
Кисть для коррекции подбородка
Граненые кисти
Кисти для креативного макияжа
Ершики, расчески и щетки
Основные характеристики
При подборе кистей для макияжа необходимо учитывать следующие характеристики:
- Мягкость/жесткость характеризует кончики ворса. Абсолютно мягкими являются кисти из ворса белки, их применяют для растушевки сухих продуктов. У ворса енота кончики жесткие, такие кисти используют для жирных и жидких текстур.
- Плотность ворса зависит от толщины волосков. В общем случае чем тоньше волоски, тем мягче ворс; и наоборот: чем толще волоски, тем ворс жестче. Однако имеются исключения: например, ворс чернобурки толстый и мягкий.
- Упругость ворса определяется пружинистостью, то есть его способностью как можно быстрее принимать первоначальную форму. В общем случае чем мягче ворс, тем меньше его упругость; чем жестче ворс, тем его упругость выше. Исключением является ворс из козы: хотя этот ворс жесткий, форму он не держит.
- Пористость ворса зависит от такого свойства поверхности, как степень открытости чешуек волоса. Данное свойство существенно лишь при выборе натуральных кистей. Чем более пористым является ворс, тем хуже он держит форму, хуже пружинит, но лучше тушует. Например, ворс белки самый пористый, он хорошо набирает продукт и долго его отдает; ворс козы тоже пористый, но более жесткий и плотный. Ворс енота и чернобурки обладает средней пористостью. Ворс колонка, куницы, соболя, пони отличается минимальной пористостью, поскольку чешуйки плотно прижаты к стержню.
Правила использования
При использовании кистей для макияжа следует соблюдать следующие правила:
- Размер кисти определяется величиной желаемого пятна. Чем больше должно быть пятно, тем больше должна быть кисть.
- Кисть тушует вокруг себя на величину самой себя. Например, если диаметр кисти составляет 1 см, то кисть будет тушевать на 1 см в обе стороны.
- Чем темнее цвет, тем мельче должна быть кисть. В области глаза практически отсутствуют теневые пятна, в основном это свет и полутени. Исключение составляет макияж «смоки айс».
- Хвост кисти должен всегда смотреть в сторону тушевки.
Рабочие поверхности и движения
У круглой кисти нет определенной поверхности. При работе держать ее следует перпендикулярно коже, а тушевать концом кисти.
Плоская кисть имеет две рабочие поверхности: «живот» и «ребро». Движения при работе такой кистью должны осуществляться параллельно коже; кончик не является рабочей поверхностью, им только дотягивают тушевку.
Движения кисти:
- Тампование — работа в набивку плоскими кистями, осуществляется животом кисти.
- Растушевка выполняется при помощи пушистых кистей растягивающими движениями перпендикулярно коже в одну сторону или в противоположных направлениях. Растушевка всегда идет от впадины на объем. При нанесении одного и того же продукта разными кистями эффект будет различаться.
- Шлифовка — это нанесение продукта круговыми движениями при помощи кистей типа кабуки.
- Сдвижка — достижение эффекта тушевки без использования растушевочной кисти. В этом случае цвет пятна сдвигается в одном направлении при помощи плоской кисти.
- Техника «вперед иголку» обычно выполняется в неудобных местах, например при растушевке нижнего века. Для этого кисть ставится впереди пятна и как бы стежками продвигается вперед, подсоединяя цвет; стежки должны быть короткими и напоминать движения при шитье вперед иголкой.
- Лессировка — техника, при которой продукт одного цвета наносится в несколько слоев, при этом каждый новый слой наносится с небольшим отступлением от пятна.
Рекомендации по подбору
Выбору данного инструмента следует уделять особое внимание при приобретении. Кисть необходимо подбирать в зависимости от решаемой задачи, желательного результата.
При этом необходимо руководствоваться следующими соображениями:
- Чем длиннее ворс, тем мягче пятно; чем короче ворс, тем ярче и плотнее пятно.
- Результат зависит от наклона (у плоской кисти), а также от силы нажима: чем больше нажим, тем плотнее пятно.
- Чем ближе к ворсу визажист держит кисть, тем плотнее наносимый слой (при растушевке следует держать кисть далеко от ворса).
- Для матовых текстур больше подходит натуральный ворс: он лучше набирает и отдает постепенно набранный материал. Перламутровые текстуры лучше наносить таклоновой или нейлоновой кистью (такая кисть отдает столько же, сколько получает).
Выбор кистей:
- При выборе кистей следует обращать внимание на качество сборки кисти. Между патроном и ворсом при сдвигании ворса в сторону не должно быть зазора. Дело в том, что при работе плоскими кистями зазор может травмировать кожу. Кроме того, при мытье в зазор будет попадать вода, и ворс быстро придет в негодность.
- Второй важный момент — сборка кисти. Кисть всегда должна иметь форму купола. Это значит, что переход от коротких волос в районе обоймы к самым длинным волоскам в центре кисти должен быть равномерным и плавным. Исключения составляют некоторые кисти для коррекции и кисти для бровей.
- При приобретении новой кисти следует обратить внимание на качество закрепления ворса. Выпадение ворса должно быть минимальным. Выпадение ворса свидетельствует о том, что имеет место один из дефектов ее изготовления: плохая склейка, нарушение технологического процесса обработки ворса (отсутствует этап вытряски кисти), нарушение процесса обработки ворса (ворс может обламываться), пересушенный на фабрике ворс.
Правильная обработка
Очищение кистей следует проводить после работы с каждым клиентом.
Для этого можно использовать как воду, так и другие средства: салфетки (спиртовые и бесспиртовые, кроме кистей из ворса белки); брашклинеры (растворы, которые могут содержать разный процент спирта, как большой, так и небольшой, а также различные отдушки); масляные очистители.
- Перед тем как мыть кисти для макияжа, важно проверить ворс на загрязнение внутри. Если загрязнение сильное, то кисти моют шампунем под проточной теплой водой или с применением резиновой щетки для очищения.
- Если ворс внутри загрязнен незначительно, достаточно промокнуть кисти ватным диском, смоченным очистителем. После этого те кисти, ворс которых в этом нуждается (например, куницы, соболя и т. д.), обрабатывают кондиционером. Затем кондиционер аккуратно смывают, но не до конца (ворс под пальцами не должен «скрипеть»).
- Отжимают ворс при помощи сухого полотенца. Категорически запрещено сушить кисти на батарее, под прямыми солнечными лучами и в инфракрасном излучателе.
- Придают ворсу форму в мокром состоянии.
На кисти из ворса чернобурки, енота и козы надеваются сеточки, так как эти кисти после мытья склонны сильно распушаться.
Большинство кистей сушатся в горизонтальном положении; исключением являются кисти из ворса белки и козы: их следует сушить на подставке ворсом вниз.
Синтетические кисти очищаются мылом и просушиваются на воздухе. Большие объемные кисти должны сушиться не менее трех дней. Для хранения чистых кистей используют чехлы и тубусы из хорошо очищаемого материала.