Инфантильность – это несоответствие поведения возрасту, а точнее – отставание от реального биологического возраста.
Инфантилизм – это не задержка развития, ребенок может быть абсолютно здоровым, при этом вести себя так, будто ему на 2-3 года меньше. Зачастую подобное поведение спровоцировано поступками родителей и окружающих взрослых.
Узнайте, что делать, если ребенок не хочет взрослеть, почему это происходит и как избежать проблем в будущем.
Характеристика инфантилизма у детей
Инфантильные дети не контролируют свое поведение, охотнее общаются с младшими детьми, ведь они находятся примерно на одном уровне эмоционального развития.
На первый взгляд кажется, что перед нами просто невоспитанный ребенок, на самом же деле причина на порядок глубже.
Условно выделяют три типа психического инфантилизма, дадим поведенческую характеристику инфантильным детям каждого типа:
- Первый тип. Ребенок не может объективно оценивать окружающую действительность, неадекватно реагирует на жизненные ситуации, не понимает запретов, отказывается выполнять просьбы и поручения, не способен предугадать действия окружающих, не осознает возможную опасность. Такие дети наивны, излишне эмоциональны, игривы, незлопамятны, безвольны, безответственны.
- Второй тип. Это трогательные детки, которые нередко отстают не только в плане психологической зрелости, но и физически. Ребенок невысокого роста, худощавого телосложения, плохо ест, не хочет идти на контакт со сверстниками. Такого малыша хочется все время жалеть и защищать, причем не только родителям, но и воспитателям, учителям и т.д.
- Третий тип. Ребенок эгоистичен, капризен, склонен к истерикам, не воспринимает запретов, не терпит отказов, ему тяжело адаптироваться в коллективе и подстроиться под правила, особенно в школе. Такой тип инфантилизма формируется исключительно на базе неправильного воспитания.
Если в первых двух случаях немалую роль в развитии отклонений играют генетические и гормональные факторы (тяжелые роды, инфекционные заболевания в младенчестве и т.д.), а ошибки воспитания лишь подкрепляют и усугубляют инфантильное поведение, то в третьем случае ребенок рождается абсолютно нормальным, а инфантильным его делают родители.
Причины инфантилизма
Независимо от врожденных предпосылок главной причиной развития инфантильности у детей является неправильный подход к их воспитанию со стороны родителей и других родственников, а иногда и воспитателей, учителей и т.д.
Виноваты в инфантильном поведении у детей взрослые, которые излишне опекают ребенка, не оставляя ему свободы выбора, действий, мысли. В результате ребенок просто не представляет, как это – самостоятельно думать, принимать решения, предугадывать развитие событий, участвовать в конфликтах.
Такие дети стараются избегать конфликтов, что у них отлично получается, но в итоге они просто становятся одиночками, неспособными наладить контакт со сверстниками.
Вторая ошибка родителей – вседозволенность и чрезмерное восхваление собственного ребенка. Малыш растет с осознанием того, что он самый красивый, умный и успешный, причем абсолютно не важно, как он себя при этом ведет, каких успехов достигает на самом деле.
Ребенок понимает, что его в любом случае ждет похвала, и перестает стремиться к чему либо. Он живет в свое удовольствие, не зная запретов, и переносит эту модель поведения во взрослую жизнь. Такие дети нарушают дисциплину на уроках, учителя не могут привести их в чувства.
Но баловаться на уроке – это не сознательный выбор ребенка, а именно проявление инфантильности, малыш просто не понимает, почему ему вдруг стало нельзя заниматься тем, чем хочется.
Как помочь инфантильному ребенку
Диагностировать инфантилизм должен врач-психоневролог, который и назначает лечение.
Неважно, были ли врожденные предпосылки к инфантильности или проблема полностью приобретенная, нервно-психические функции должны развиться до уровня, соответствующего биологическому возрасту.
Тем не менее главная роль в стабилизации психоэмоционального состояния ребенка отводится родителям, которые должны скорректировать свою систему воспитания и отношения к ребенку.
Как сделать, чтобы ребенок повзрослел, помочь инфантильному малышу адаптироваться в социуме и сформировать правильное представление об окружающем мире?
- Позаботьтесь о том, чтобы ребенок четко понимал значение слов «нельзя», «можно», «надо», отличал хорошее от плохого (как минимум, понимал, что такие понятия существуют).
- Ребенок должен осознавать возможные последствия своих действий. Позволяйте малышу падать и ударятся – синяк пройдет, а логическая цепочка причинно-следственных связей останется.
- Учите малыша преодолевать трудности (раскрыть упаковку конфет, достать игрушку из-под дивана и т.д.). Перестаньте делать все за ребенка, иначе он никогда не научится делать это сам. За каждое «достижение» хвалите и радуйтесь вместе с малышом.
- Как можно больше времени уделяйте обучению: творчество, физическая подготовка, чтение, домашние дела и т.п. Фиксируйте каждый промежуточный этап, акцентируйте внимание на достигнутых результатах.
- Организуйте малышу общение со сверстниками, помогайте наладить коммуникацию. Хорошо помогают детские фильмы и мультфильмы, где наглядно показаны взаимоотношения персонажей в разных жизненных ситуациях. Комментируйте поведение героев, после просмотра задавайте вопросы, убедитесь, что ребенок понял, кто прав, кто не прав, почему возникла сюжетная ситуация и т.д.
- Играйте с детьми в игры, имитирующие реальные жизненные ситуации: дочки-матери, детский сад, школа. Разыгрывайте сценки с положительными и отрицательными героями. Вместе высмеивайте такие качества, как жадность, подлость, непослушание, безответственность и т.п.
- Учите ребенка принимать решения, находить выход из ситуации, а не искать виноватых. В этом снова поможет совместный просмотр мультфильмов, разыгрывание сценок из жизни, обсуждение конкретных ситуаций, произошедших с ребенком в детском саду, на игровой площадке и т.д.
- Не списывайте ошибки поведения ребенка на «детскость». Нередко инфантильные дети начинают кривляться и дурачиться, чтобы избежать наказания. Учите малыша нести ответственность за свои поступки, объясните, что у каждого действия должна быть причина.
- Возложите на чадо посильные обязанности по дому, а также оставляйте за ним право выбора (вынести мусор утром или в обед, выложить конфеты в вазочку или в корзинку).
- Психологи и неврологи не рекомендуют рано отдавать инфантильных детей в школу. Ребенок попадает в ситуацию, к которой он психологически не готов, ничего кроме стресса и усугубления психического состояния он не получит.
Если разобраться, почему ребенок инфантильный, повзрослевшие дети и родители смогут не только наладить собственные взаимоотношения, но и избежать конфликтов с окружающими.
Ведь неподобающее поведение ребенка на детской площадке возмутит других родителей, нередко взрослые настраивают своих малышей против «странного» ребенка, советуют не общаться с ним. Такие ситуации абсолютно непонятны инфантильным детям, ведь они не осознают, что ведут себя неправильно.
Главное в перевоспитании инфантильных детей, а также в профилактике приобретенного инфантилизма – осознанная позиция родителей в отношении системы воспитания.
Избегайте вседозволенности, но и не ограждайте малыша от принятия самостоятельных решений полностью. И та, и другая крайность отрицательно сказывается на формировании личности.