Зависимость от гаджетов стремительно «молодеет». Если многие из нас начали пользоваться смартфонами уже во взрослом возрасте, то современных детей экран поглощает практически с рождения. Вроде бы, все родители понимают, насколько это опасно, но в то же время гаджет становится универсальным решением проблемы самозанятости ребенка. Как ограничить время игры ребенка на компьютере, смартфоне или планшете без истерик и конфликтов в семье?
Не отбирайте гаджет
Допустим, вы установили ребенку время игры на планшете – два часа в день. По истечении двух часов вы подходите к ребенку со словами: «Твое время вышло, я забираю планшет!» Ребенок полностью погружен в игру, он испытывает сильные эмоции, а если игра резко прекратится, это спровоцирует стресс и истерику. Дети плачут и кричат не потому, что пытаются заполучить гаджет обратно, а потому, что так реагирует их психика.
Выводить ребенка из состояния погруженности в цифровое пространство нужно мягко и постепенно. Не пожалейте этих пяти минут, чтобы не создавать стрессовую ситуацию. Зайдите в комнату, присядьте рядом, загляните в экран. Поинтересуйтесь, как называется игра, какие правила и т.д., то есть установите контакт с ребенком, не прерывая процесса, который доставляет ему удовольствие. Затем развивайте диалог и постепенно доносите до ребенка информацию о том, что пора переключаться на другой вид деятельности. Вы удивитесь, как безболезненно может пройти этот процесс, если с вашей стороны не будет категоричности.
Подавайте пример
Если вы не можете понять, как отучить ребенка от компьютера, смартфона или планшета, обратите внимание на собственное поведение. Если вы сами сутками не выпускаете гаджет из рук, вы просто не вправе ограничивать ребенка. Запреты приведут к обидам, недопониманию, ребенок замкнется в себе и даже начнет сомневаться в том, что родители его любят.
Что касается досуга, здесь тоже родители должны становиться примером для подрастающего поколения. Если вечером после работы вы падаете в кресло с телефоном в руках, вас можно понять, но ребенку такую ситуацию понять сложнее. Постарайтесь при детях демонстрировать разнообразные форматы отдыха и развлечений: книги, настольные игры, рукоделие или другие хобби. Если ребенок этого не видит, он не сможет догадаться об этом сам, ему просто неизвестны другие способы развлечься и получить позитивные эмоции. Тут важно не заставлять ребенка читать и даже не призывать его к этому, а именно подавать пример собственными действиями. Старшие дети таким образом подсмотрят идею для досуга, а малыши будут просто копировать взрослых – для них это тоже своего рода игра.
Предлагайте альтернативу
Если ребенок проводит все свое свободное время с гаджетом в руках, ваша задача как родителей – организовать альтернативные занятия. Направьте энергию малыша в нужное русло, покажите, как проводить время с пользой и с интересом.
- Запишите ребенка в спортивную секцию или отдайте на кружок творчества – это и сократит количество времени, которое можно потратить на смартфон, и наглядно покажет ребенку, что в жизни много интересных занятий вне интернета.
- Снабдите малыша интересными игрушками, книгами, конструкторами, мозаиками, материалами для творчества. Начните вместе с ним или даже без него, подавая пример. Ребенок обязательно заинтересуется и на практике убедится, что это достойная альтернатива компьютерным играм.
- Предложите ребенку виды деятельности, которые дают быстрый и наглядный результат: нарисовать рисунок, сделать аппликацию, игрушку, украшение, приготовить еду. Объясните и покажите, что деятельность вне гаджета дает реальные результаты, а прохождение уровней в компьютерной игре никаких результатов в жизни не дает.
- Научите ребенка общаться. Даже разговоры по телефону с друзьями куда полезнее, чем переписка в соцсетях. Предлагайте детям совместные занятия и игры. Акцентируйте внимание на том, что в телефон можно поиграть и одному, а в футбол – только компанией, поэтому при встрече с друзьями нужно пользоваться моментом и откладывать гаджеты в сторону.
Многие психологи и педагоги советуют устанавливать ребенку временные ограничения на пользование гаджетами, но такой подход тоже провоцирует стрессовые ситуации – ребенку приходится бросать игру «на самом интересном месте». Лучше заранее выяснить, какие мультфильмы малыш хочет посмотреть, и сколько времени они длятся. Исходя из этого, установите ограничение по количеству серий, то же самое можно сделать с уровнями игры.
Вопрос, как отвлечь ребенка от компьютера, телефона или планшета, очень важен и актуален, но не забывайте о доверительных и теплых отношениях с родителями. В первую очередь вы должны быть ребенку другом, поддержкой и опорой, а постоянные скандалы отнюдь не способствуют этому. Здесь далеко не все средства хороши – в борьбе с гаджетами не забывайте о чувствах и старайтесь проводить воспитательную работу максимально мягко и нетоксично.