Развитие и совершенствование памяти – необходимость, диктуемая современными условиями.
У человека ХХI века нет возможности вести размеренный ритм жизни, нет времени на раскачку. Действовать необходимо четко и быстро, а для этого нужно уметь быстро извлекать из «потайных уголков мозга» нужную информацию.
Потребность к знаниям заложена в человеческой природе. С появлением языка как способа передачи сообщений количество информации нарастает из поколения в поколение. Стремление узнать, открыть и по-своему истолковать все секреты природы движет человеком постоянно.
Способы хранения информации «вне головы» совершенствовались постоянно. На самом деле мы попросту не умеем пользоваться своими возможностями.
Миллиарды клеток (нейронов) ежедневно создают целые сети в мозге человека, ежесекундно триллионы байтов информации проходят через ваш мозг, но внутри оседает лишь тысячная доля информации.
Никакой магии в запоминании нет, есть только упорный труд тех, кто хочет достичь хороших результатов в этом деле.
При помощи техник, представленных в данной статье, вы поймете, как быстро и легко можно научиться запоминать практически любой объем информации, будь то тест, цифры, даты, имена людей, слова или карты.
Эти приемы универсальны, они созданы тысячелетия назад и опираются на естественные особенности нашего мозга. Главное — это ваше упорство, тренировка и понимание, зачем и что именно вы хотите запоминать.
Мнемоника
Впервые интерес к памяти возник у древних греков. Они системно подошли к этому вопросу и выявили закономерности запоминания.
Впоследствии полученные закономерности были сведены в науку, которая называется мнемоника или мнемотехника – техника запоминания, основанная на повторении и практике.
Какими бы методами вы не пользовались, вам обязательно следует включать свои знания в дело.
Мозг очень умен и очень быстро постарается засунуть неиспользуемый хлам в такие далекие углы, что его будет тяжеловато потом оттуда достать.
Поэтому прежде, чем браться за запоминание, отбросьте все ненужное, малозначимое, то, что, возможно, не пригодится. Оставьте самое важное, без чего нельзя обойтись в вашей задаче.
Это касается и языков, и учебных предметов, и телефонов, и профессиональных знаний.
Когда вы запомните основное, то с помощью ассоциаций новые знания будет проще нанизывать на более старые и значимые.
Если же вы будете запоминать все подряд, то просто потеряетесь в потоке малозначимых деталей, так и не добравшись до сути.
К тому же, запоминая самое главное, вы будете чувствовать больше мотивации, ставить данную задачу как более приоритетную, а значит, запоминание пойдет легче и качественнее.
Если вы в течение какого-то времени не тренируете память, то обязательно повторяйте упражнения, хотя бы раз в несколько месяцев — это поможет поддержать знания в зоне досягаемости.
Когда вы только приступаете к изучению, повторяйте чаще.
Примерные границы такие: повтор сразу после принятия материала, через 10-20 минут после последнего повтора, повтор через 8-15 часов, повтор через 2-3 дня, повтор через 5-7 дней, повтор через 20-30 дней, повтор через 60-90 дней, повтор через 180-365 дней.
Потенциально после такого количества повторов вы сможете помнить информацию бесконечно долго. На практике обычно есть возможность сделать повторы только первые 2-5 раз.
Но в любом случае не отходите далеко от предложенной схемы мнемонической техники запоминания. А также учтите, что информация может и не перейти в долговременную память, если не использовать хотя бы шестой повтор на 30-й день.
Визуальное запоминание
Сравнение памяти можно представить с крючочками или паутиной. Вот некая информация в любом виде (картинка, лицо, имя, текст, цифры и т. д.) поступает нам в разум.
Информация просто попадает в темно-серую пустоту внутри нашей головы.
В любой момент в голову может прийти новая информация, и то, что необходимо было запомнить, тут же пропадает, растворяется в этой пустоте и часто не возвращается даже по требованию.
Но если информация попала в мозг и зацепилась за что-то («крючок» или «паутинку»), то она уже имеет шанс чуть дольше продержаться в нашей голове, а возможно, и остаться там навсегда.
Предположим, что вы лучше запоминаете новых знакомых с тем же именем, что и у вас. Потому что у вас есть хороший мощный «крючочек» в виде вашего имени.
Цифра необходимого для запоминания телефона, которая совпадает с вашей датой рождения или номером квартиры, тоже запомнится значительно легче, чем другие.
Эмоциональное событие (удивляющее, пугающее или радующее) запомнится явно сильнее, чем заурядное. Существует масса других примеров «крючков» или «паутинок».
О некоторых видах мы знаем и даже часто используем, как предложенные в примере ассоциации, а некоторые почему-то незаслуженно забываем и почти не используем.
Далее описаны варианты «крючков», которые помогут использовать свою память значительно лучше.
1. Ощущения
Если в мозг попадает информация, которую необходимо запомнить, вы просто обязаны воспринять ее как можно четче.
Постарайтесь прочувствовать и прожить все ощущения, связанные с объектом: вид, звук, запах, вкус, структура.
Каждая единица информации позволит вам запомнить еще лучше и еще явственнее.
Никто не знает вашего личного порога запоминания, но чем ярче, мощнее, отчетливее вы увидите внутри себя объект, тем вернее вы его запомните.
- Представьте себе лимон с «пипкой» на одном конце и целой «шишечкой» на другом. Посмотрите на ярко-желтый цвет его кожуры.
- Теперь представьте, что вы берете лимон в руки и ощущаете его шершавую, слегка масляную поверхность.
- Затем начинаете сильно сжимать и продавливать большим пальцем отверстие внутрь лимона. Его кожура сопротивляется, но вы давите сильнее и сильнее, и вот кожура рвется, и из-под нее начинает брызгать и течь сок. Сок течет между пальцев, и мелкие капельки попадают вам в лицо. Вы чувствуете мощный кислый запах. Непроизвольно жмуритесь от мгновенной боли, когда капли попадают вам в глаза. Некоторые капли попадают вам на губы, и вы слизываете их, ощущая лимонную кислоту.
Очень вероятно, что у вас потекли слюнки, и лимон во всей красе предстал перед вами. Вот это действительно подключение чувств.
Вспоминайте данный пример всегда, когда стараетесь что-то запомнить. Не пытайтесь запоминать для галочки, а именно представляйте и воображайте.
В качестве маленького упражнения на совершенствование памяти попробуйте представить себе так же ярко, как и лимон, автомобиль, зонтик, принтер.
2. Место (контекст)
Как правило, информация попадает к нам из окружающей реальности. И в этой реальности всегда существует некое место, некий ситуационный контекст, которым обязательно необходимо воспользоваться.
Например, вы всегда знакомитесь с новым человеком в каком-то определенном месте.Рассмотрите ситуацию шире. «Сфотографируйте» пространство вокруг человека, соотнесите его с контекстом.
Дополнительно свяжите события, которые происходили до и после знакомства с человеком. Пусть время, место и настоящий момент станут хорошей базой для запоминания.
3. Размеры
Мозг устроен так, что придает больше значения крупным объектам. Если вы пытаетесь запомнить цифры в том же размере, как они есть в реальном мире, то даже полсантиметра будут малозначительны для разума.
Если же вы представите огромных великанов, которые строем шагают друг за другом, переступая через вас, то это будет совсем другое дело.
Естественно, размеры можно увеличивать и для любой другой информации.
4. Цвета
Вы можете либо сделать более яркими реальные цвета предметов для усиления запоминания, либо придать собственные цвета.
Синий лимон, красная трава, желтое небо запомнятся вам намного лучше.
У абстрактной информации вообще нет цвета, поэтому вы вольны добавить любые расцветки к буквам, цифрам, нотам и другим знакам. Такое сочетание особенно запомнится из-за своей необычности.
5. Эмоции
Вы можете отклонять эмоциональный маятник в любую сторону — к страху, к смеху или к удивлению.
Если вы создаете для информации настолько насыщенный эмоциями образ, что его будет интересно даже пересказать друзьям, то вы на верном пути, чтобы запомнить данные.
Пусть это будет целая история, где вы оказались в центре событий и уже никогда не забудете произошедшего.
6. Движение
Статичный объект запоминается значительно сложнее, нежели объект подвижный. Как только мы добавляем движение, информация оживает, а значит, становится более значимой для мозга.
Если объект должен быть без движения (как лимон из примера об ощущениях), мы всегда можем провести какие-либо манипуляции, чтобы движение появилось.
Можно добавить полет, падение сверху, приближение или удаление, мелькание, жонглирование, перекладывание, кручение и все, что вам по вкусу.
7. Другие варианты воображения
Если у вас есть еще идеи, как изменить привычный образ информации, воспользуйтесь ими.
Подключайте всю силу воображения.
Даже самое зачаточное состояние фантазерства позволит вам производить собственные интересные операции с объектами.
8. Сексуальность
Здесь открываются весьма широкие перспективы для запоминания, о которых необязательно рассказывать окружающим, но которые добавят пикантную нотку, особенно при запоминании имен.
9. Ассоциации
Ассоциация — это связь или связи между объектами в памяти. Вы что-то уже знаете, что-то уже помните и, когда к вам попадает новая информация, вы тут же можете прикрепить ее к уже имеющейся. Очень легко продемонстрировать это на цифрах.
Например, вы можете рассказать алфавит с начала и до конца? А с конца до начала? Значительно труднее.
У вас просто уже есть цепочка ассоциаций, к которой вы привыкли, в этой цепи за «О» идет «П», затем «Р» — это непоколебимое правило, которое сохраняется всегда, поэтому мы все так крепко помним эту последовательность (ну, почти все и почти всегда).
Обратной же ассоциации у нас нет, она нам почти никогда не нужна, поэтому приходится поскрипеть мозгами, перебрать алфавит сначала в прямой последовательности, чтобы вспомнить, что перед «3» идет… конечно «Ж».
10. Нумерации, последовательность и упорядоченность
Гораздо проще найти пронумерованный объект, встроенный в определенную логичную последовательность, чем искать в информационной свалке.
Например, если вы составляете список покупок, то проще будет рассортировать их по отделам и затем проставить около каждого пункта номера.
Поэтому если вы идете в магазин, то сначала подумайте, что и в каком отделе лучше купить, а потом уже составьте список, исходя из этого.
Это значительно проще, чем вписывать все подряд в память, а потом неоднократно бродить по списку образов, чтобы вспомнить.
Вот такие у нас получились «крючки» для запоминания. Уже только их запоминание может потребовать определенных сил и времени.
Можно составив простую историю, которая послужит ключом для использования принципов памяти. Конечно, история у каждого получится своя, но пусть это станет небольшим упражнением на память.
Можно потренироваться с такими историями на простых списках: покупки в магазине, планы на день, имена новых людей, номера телефонов, важные даты, учебная информация и другие данные, которые встречаются в жизни.
Пусть это будет именно история с каким-то сюжетом, даже не слишком связанным, фантастичным, глупым или странным; сюжет все же даст лучшую связку, чем просто разрозненная информация из кучи образов.
На практике сложнее всего запоминать абстрактную информацию: формулы и абстрактные понятия (настроение, валидность, спряжение, иск, причина, предикат и т. д.).
Для некоторых абстракций, конечно, уже придуманы знаки (бесконечность, психология, бемоль, сложение и др.).
Для каких-то абстракцию придумать достаточно легко, особенно если вы разбираетесь в предмете (время, массив данных, психоанализ и т. п.), но кое в чем мозгу приходится «попотеть».
При запоминании цифр, игральных карт, правил дорожного движения и других знаковых систем лучше использовать собственные дополнительные образы. Карты могут стать хорошо знакомыми людьми, персонажами, местами, даже продуктами. А каждая цифра должна получить свой образ. Например:
- 1 — осиновый кол, копье, бита, да что угодно прямое и ровное, имеющее эмоциональную нагрузку и хорошо запоминающееся вами.
- 2 — самый банальный, но, возможно, один из лучших вариантов — лебедь.
- 3 — странные перевернутые усы.
И далее по аналогии. Пусть это будут именно ваши варианты — возможно, вымученные, выстраданные, но такие, которые запомнятся наилучшим образом.
Старайтесь быть внимательным ко всем своим образам.
Они имеют свойство изменяться, преображаться, стираться, смешиваться и чем только не заниматься в голове.
Поэтому, если какие-то образы идут очень тяжело или вызывают постоянные ошибки, лучше отказываться от них сразу, чем потом мучительно долго ломать голову при воспроизведении.
Обратите внимание на то, что во время создания и воспроизведения истории вам захочется продумывать все очень детально, напрягая свой разум, чтобы запомнить каждую мелочь.
Но это не всегда нужно в данном методе, скорее наоборот: чем больше вы отпустите свое воображение, тем легче пойдет сочинение и внутреннее изложение.
Позвольте этому процессу постоянно ускоряться, особенно во время тренировки, не зацикливайтесь на мелочах. Поймите, что мозг думает быстрее, чем вы предполагаете, особенно когда речь идет об образах.
И даже если очень-очень хочется сейчас двинуться дальше, поборите свое желание, потренируйтесь, попрактикуйте основные правила запоминания хотя бы 2-3 дня, а лучше даже неделю, чтобы увидеть их в действии.
Это не такой быстрый процесс, как может показаться. Поначалу вам будет очень непривычно, странно, даже тяжело заставлять свой мозг запоминать.
Логическое запоминание
И снова о «крючочках». Но теперь они будут не визуальными, а логическими.
Возможно, для кого-то этот способ окажется ближе, чем визуальные методы, а кто-то сможет использовать оба способа.
Вам следует просто задать несколько вопросов о том материале, который требуется запомнить. Обычно этот способ совершенствования памяти используется для текстов, хотя можно попробовать и с другой информацией.
- Полезна ли мне данная информация?
- Где я могу применить данную информацию?
- Что наиболее важно для меня?
- До какой степени точности необходимо запомнить?
- Какие есть закономерности в данной информации?
- Что хотел донести автор?
- Как можно проще объяснить эти данные?
- Какие выводы я могу сделать из этой информации?
Согласитесь, что используя эту технику запоминания текста, требуется также поработать над информацией, но чем больше мы вложимся в нее, тем ценнее она будет для нас, тем вернее запомним и сможем использовать ее в нужный момент.
Умные карты
Относительно небольшие объемы информации можно запоминать с ходу, но когда наступает потребность выучить целую книгу или лекцию, то составлять для нее длинный рассказ или задавать вопросы по каждому пункту будет достаточно трудно.
В этом случае значительно удобнее нарисовать умную карту либо, как ее еще называют, карту разума, или интеллект-карту (от английского mind тар).
Идея такой техники быстрого запоминания и совершенствования памяти принадлежит Тони Бьюзану (Топу Buzari).
Эта задумка витала в воздухе еще задолго до него, поскольку к моменту изобретения «умных карт» уже были созданы семантические сети, ориентированные графы, кластерные карты и древовидные диаграммы.
Однако Бьюзану удалось применить данную идею именно для запоминания и популяризировать ее для широких масс.
Сейчас карты используются не только для запоминания, но и для составления планов, генерации идей, подготовки к докладам и других целей.
Существует также множество программных продуктов для создания «умных карт», например MindJet, Freemind, Xmind, NodeMind.
Но начертить карту можно достаточно быстро и с помощью ручки, карандаша и фломастеров, чем и предлагаю заняться, тем более что кому-то это может доставить больше удовольствия.
Это удобно и с практической точки зрения: когда под рукой только листок и ручка, вы сможете реализовать лишь этот метод.
Вот несколько правил составления «умных карт»:
- Прежде чем приступить к работе над информацией, сформулируйте вопросы о содержании информации.
- Положите горизонтально лист размером АЗ или А4.
- Первоначально делайте все рисунки карандашом (если есть под рукой), чтобы внести исправления, если возникнет необходимость, а надписи можно сразу вписывать ручкой.
- В середине листа нарисуйте круг. Здесь будет основная тема вашей карты. Впишите сюда название карты и сделайте рисунок, изображающий основную тему. Можно взять картинки, либо рисовать от руки, либо изобразить главную идею символически. Не бойтесь начать, даже если у вас плохие художественные навыки, наша цель — не поступление в художественную академию, а запоминание. А самый быстрый способ запомнить — это нарисовать.
- Теперь от центрального круга начните проводить линии. Это будут самые широкие линии, содержащие самые крупные части информации.
- Если за главную тему в круге мы бы взяли, допустим, неделю, то каждая крупная линия стала бы днем. В итоге у нас получаются ветви, которые мы можем подписывать какими-либо словами и подрисовывать к ним картинки. Рекомендую подписывать крупные ветви печатными буквами.
- Если вы работаете с очень большим объемом информации, то лучше рисовать крупные ветви по ходу поступления данных. Если же объем не очень большой, то вы можете полностью прочесть информацию и постараться выделить главные идеи, чтобы зарисовать их в виде основных ветвей.
- Далее вы ищете более мелкие единицы информации и проводите от основных ветвей более тонкие ветви, подписываете их, иногда используя небольшие пиктограммы. Возвращаясь к простому примеру с неделями, на маленьких ветвях вы уже расписываете все по часам.
У вас могут быть еще более мелкие ветви, которые отходят от ветвей второго, третьего и последующих уровней. Работайте с ними аналогично, чтобы в результате получить несколько деревьев, растущих из одного круга:
- На небольших ветках удобнее делать подписи прописными буквами.
- При именовании ветвей старайтесь использовать относительно короткие подписи в 1-5 слов. Слова должны содержать самые ключевые данные, которые помогут вспомнить весь блок информации.
- Желательно делать подписи так, чтобы все слова читались с одного ракурса.
- Между ветвями различных уровней могут быть дополнительные связи, которые также лучше отмечать. Эти связи можно подписывать и обозначать пиктограммами;
- Добавьте цвет для каждой ветви.
В целом ментальные карты — дело нехитрое. Составить их сможет даже дошкольник. Самое главное, как всегда, это пользоваться данной техникой, а не просто принять к сведению и пройти мимо.
Процесс запоминания снова сводится к главным 10 принципам, которые были рассмотрены ранее.
Только теперь в качестве «места (контекста)» вы используете поле самой карты.
Текст запоминается на основе ключевых слов. До одного ключевого слова можно сжать как фразу, так и абзац и даже целую главу.
Дворец памяти
Теперь приступим к супер-технике, с помощью которой вы поймете, как научится хорошо запоминать.
В последнее время о таком методе часто можно услышать из популярных фильмов и сериалов («Ганнибал Лектер», «Менталист», «Шерлок Холмс»).
Эти персонажи владеют данным методом в совершенстве и благодаря этому могут вспомнить практически любую информацию, которая им необходима в жизни.
Конечно же, метод не фантастичен, им вполне можно овладеть не только в вымышленном мире с вымышленным невероятным интеллектом, но и во вполне обычной жизни.
Сам метод придуман в глубокой древности и имеет другие названия: метод Цицерона, метод Симонида, техника локаций.
Похоже, что таким способом запоминали и в Древней Греции, и в Древнем Риме, а ряд победителей в соревнованиях по запоминанию использует этот метод и сейчас, чтобы сохранять в памяти длинные ряды информации. Итак, нам снова понадобится много визуализации, свободное время — и, собственно, все.
Давайте вспомним дорогие и любимые нашему (точнее, вашему) разуму места.
Это может быть дом или квартира, где вы живете, дороги до различных мест от дома (к друзьям, к родственникам, к магазину, к работе, к месту обучения).
Может быть, это здания или комнаты, где вы проводите много времени (снова думается мне, что это друзья, обучение или работа, любимый парк или что-то другое).
В общем, подойдет любой вариант места, где вы хорошо ориентируетесь, которое вы хорошо помните визуально и готовы окрестить своим дворцом памяти.
Если вдруг так случайно оказалось, что вы живете во дворце, то будет вполне достаточно внутренних помещений и прилегающих ко дворцу территорий.
Если же ни дворца, ни каких-либо значимых мест у вас нет, то можно представить себе свой дворец (храм, парк, музей) с высоким уровнем детализации всех объектов.
Независимо от места, которое будет использовано для запоминания, вам нужно выработать пару правил для облегчения воспроизведения информации.
Одно из правил касается места, от которого вы начнете размещать и запоминать предметы.
Второе правило касается движения по месту. Если мы говорим о комнате или другом помещении, то практичнее двигаться по часовой или против часовой стрелки.
При использовании определенного маршрута желательно придерживаться только его, причем выбрать только один вариант пути, если есть возможность пройти несколькими способами.
И наконец, определитесь с деталями, к которым будут «прикрепляться» образы.
Можно запоминать на каждом значимом месте по пути, на каждом предмете, можно запоминать несколько деталей на одном предмете.
Все зависит от вашей способности к визуальному припоминанию.
Первоначально, что можно порекомендовать записать выбранные места в виде списка и в уме пройти по ним, сначала сверяясь со списком, а затем самостоятельно.
Если какие-то места вылетают из памяти, лучше отказаться от них. Вы должны четко помнить каждое место, в котором будет храниться информация.
Скажем, для комнаты с движением по часовой стрелке это будет выглядеть так:
- 0. Дверь (сюда ничего не записываем, это начало пути).
- 1. Гитара.
- 2. Семейная фотография.
- 3. Телевизор.
- 4. Платяной шкаф.
- 5. Балкон.
- 6. Окно.
- 7. Лампа.
- 8. Компьютер.
- 9. Кровать.
- 10. Выключатель.
Для дороги к магазину наши опорные точки будут выглядеть так:
- 0. Дверь из подъезда (обратите внимание, что не из квартиры, иначе у нас будет очень много путей, допустим, пути на прогулку или на работу будут иметь схожие места в виде подъезда, лифта, двери в подъезд).
- 1. Лавка.
- 2. Небольшая стоянка.
- 3. Начало дорожки через двор.
- 4. Лавка № 2 (так как она отличается от первой лавки, то взять ее для опорного образа вполне приемлемо).
- 5. Мусорные баки.
- 6. Парикмахерская.
- 7. Стоянка перед магазином.
- 8. Крыльцо магазина.
- 9. Дверь в магазин.
- 10. Пространство между дверями.
Здесь можно дойти до пространства между дверями, и это не испортит нам следующую локацию, поскольку она начнется с входной двери в магазин, где ничего не будет записано.
Когда у вас есть четкая локация и вы можете легко воспроизвести ее в воображении, можно начинать записывать в ячейки данные.
Запоминание списка слов
Представим, что вы идете по магазинам и должны купить 10 вещей. Достаточно небольшой список, но нам нужен лишь пример.
Поэтому воспользуемся нашими опорными точками из дворца памяти в виде дороги к магазину.
Вот список покупок:
- Хлеб.
- Помидоры.
- Сладкий перец.
- Мясо.
- Масло.
- Огурцы.
- Зубная щетка.
- Мыло.
- Средство для мытья посуды.
- Кастрюля.
Воображаем и с ходу записываем образы:
- Выхожу из подъезда и вижу лавку, которая состоит из хлебных буханок. Вокруг лавки несколько бомжей пьют и периодически закусывают кусками хлебной лавки.
- На стоянке несколько водителей поссорились и играют в перестрелку помидорами.
- По дорожке через двор идут крупные бабули с телами из красных перцев.
- Сильно пахнет жареным мясом, и оказывается, что прямо на лавке какой-то деловитый кавказец жарит шашлык.
- Рядом с мусорными баками детишки устроили каток. Несколько ребят из больших бутылей разливают масло и с удовольствием катаются по нему, периодически забавно падая.
- У парикмахерской вместо колонны оказался большой огурец, который издает характерный треск, так как с трудом выдерживает вес балконов.
- Стоянку перед магазином драит своей зубной щеткой новобранец.
- Половину крыльца магазина теперь сдают под рукомойник, в котором можно попробовать разные сорта пахучего мыла.
- Ну а на двери в магазине красуется большая реклама с домохозяйкой, рекламирующей столь натуральное средство для мытья посуды, что его можно даже пить (это женщина и демонстрирует).
- Между входными дверями в магазине сидит попрошайка с большой кастрюлей и громко стучит по ней, пока ему не подадут мелочь.
Таким образом, мы совмещаем предмет из памяти с предметом, который необходимо запомнить, используя все те же 10 принципов запоминания.
Запоминание имени и человека
Рассмотрим еще одну распространенную ситуацию, когда вам надо запомнить имена нескольких новых людей на встрече или вечеринке. Конечно, намного проще, когда все с бейджами, но это скорее исключение из правил.
Изучим этот способ на примере одного человека; на этом материале вы легко поймете, как запоминать и значительно большее количество людей.
Итак, мы идем на новую встречу и решили, что будем запоминать в локацию комнаты, которую мы разбирали выше. И вот нас знакомят с первым человеком — Петром Васильевичем.
Мы должны не только запомнить имя человека, но и узнать его через некоторое время. Поэтому первоначально смотрим внимательно на лицо человека. Вы должны заинтересоваться новым человеком, иначе запоминания не получится.
Как правило, присутствует несколько деталей, которые меняются достаточно редко: высота и ширина лба, глаза (цвет, форма), нос, губы, скулы, общие размеры лица, отличительные признаки (родинки, родимые пятна).
Все остальное: цвет волос, прическа, борода, усы и очки могут измениться уже на следующий день.
Скорее всего, телосложение и рост слишком резко не изменятся, поэтому их тоже стоит охватить взглядом.
Постарайтесь посмотреть на человека, «сфотографировать» его образ. Если мы внимательно смотрим на любой объект и закрываем глаза, то еще пару секунд продолжаем его видеть.
Точно так же и здесь: пусть образ зафиксируется у вас в голове. Это называется иконическая память. Но образ очень быстро угасает, а нам необходимо сохранить его и использовать дальше.
Когда образ есть, можно либо запомнить имя, либо провести ассоциацию с предметом из дворца памяти. Лучше начать с имени, поскольку оно может исчезнуть из памяти очень быстро.
Обычно для запоминания имен и отчеств удобно использовать ассоциации. В большинстве случаев у вас будет некий знакомый Петя и некий знакомый Вася (а может, это ваш родственник, друг или киногерой, которого вы хорошо помните).
С помощью всей троицы мы и будем создавать образ. Чтобы добавить нелепости, можно сразу посадить Петра и Василия на плечи Петру Васильевичу.
Если Петр Васильевич крепкий, то это уже будет цирковой номер с силачом, если щуплый, то такого вы не увидите даже в цирке.
Оставим вам право использовать любые другие расположения, главное, чтобы вы использовали больше принципов визуального запоминания.
Старайтесь создавать образы всегда одинаково, например по правилам чтения: имя слева, отчество справа. Иначе вы можете легко запутаться, особенно в мужских именах.
Что делать, если имена необычные? Такие имена часто запоминаются легче из-за необычности (вы невольно испытаете эмоции и обратите больше внимания).
Если встречается относительно трудное и необычное имя, например Лютобор или Лармина, то запоминайте по буквам. Первые три буквы будут самыми значимыми.
Переводите буквы в образы и запоминайте по ним. Можно разделить на смысловые части, если это возможно: лютый и бор, лар (сокращенно от «ларец» или, если больше нравится, «ларек») и мина.
Если необходимо запомнить и фамилию (что на практике бывает реже), то действуем сходно с запоминанием трудных имен.
Очень большое количество фамилий произошло либо от имен, либо от предметов, поэтому их тоже легко запомнить через образ.
Теперь у нас есть образ человека и дополнительные образы, связанные с его именем. Остался последний штрих — соединить всю картину с образом из нашей комнаты.
Первый образ у нас гитара, так что Петр Васильевич может играть на гитаре. Но здесь также лучше создать правило и помещать опорные образы всегда справа или слева от того, что надо запомнить.
Поэтому мы лучше представим, как Петр Васильевич размахивает гитарой в левой руке так, что Петя на его плече подпрыгивает и каждый раз дает подзатыльник Васе.
Если при этом они будут, как механические человечки, издавать звуки, краснеть и синеть по очереди и делать что-нибудь необычное, то вы сможете еще много раз назвать ни о чем не подозревающего Петра Васильевича по имени.
Запоминание иностранных слов
Вы можете свободно использовать любой метод из предыдущих, однако существует еще один интересный способ запоминания иностранных слов.
Ведь можно представить не просто дворец, а целый город памяти. Город включает в себя все предметы, всех людей, все вещи, которые нужно запомнить.
Это очень удобно, поскольку изучение слов в иностранных языках обычно происходит по темам.
Поэтому если вы хорошо знаете свой город и легко можете вспомнить нужные места, остается только прикрепить к местам, предметам, людям, животным и другим объектам необходимые ярлыки в виде слов.
Так выглядит алгоритм техники, которая способствует запоминанию иностранных слов:
- Поскольку не имеет смысла учить все-все слова, выбирайте только 20% самых важных, которые встречаются чаще всего в нужной вам теме. Найдите какой-либо список часто встречающихся слов по теме. Например, для поддержания разговора вполне может хватить 2-3 тысяч слов, а специфические слова нужны, если вы желаете читать профессиональную литературу по теме.
- Ставим сроки, в которые нам необходимо выучить эти слова. По данной методике вполне можно учить 30-50 слов в день. Для 100 слов уже придется попотеть.
- Создаем яркий образ для слова на русском языке.
- Ищем русское слово, наиболее созвучное, к примеру, английскому слову. Чтобы уточнить звучание, можно использовать сервисы от Google или Яндекса, в которых есть аудио с произношением слов.
- Совмещаем опорный образ из дворца или города памяти с образом перевода и образом иностранного слова. Все это должно быть в одной картинке в голове.
- Берем листочек для заметок, например 7,5 х 7,5 см, и вносим в него с одной стороны слово, с другой стороны — перевод.
- Пробуем написать иностранное слово. Сначала подсматриваем. Второй раз меньше подсматриваем. Третий раз пишем не глядя. Можно добавить еще три проверочных этапа записи: пишем, снова подсматривая, затем не глядя, а затем с последней буквы до первой (справа налево), чтобы получилось слово, которое можно прочесть обычным способом слева направо.
- Если переводов у слова несколько, то добавляем себе в образ каждый вариант.
После прохождения всех этапов можно перейти к следующему слову.
Желательно подбирать для запоминания слова из одной тематики: кухня, школа, аэропорт, бизнес и т. д., заучивать их, а затем переходить к другой теме.
Карточек со временем становится очень много, поэтому важно сразу раскладывать их по выбранным тематикам.
Повтор с карточки производится в двух видах: по русскому слову вспоминаем английское слово, затем по английскому слову вспоминаем русский перевод.
Естественно, колоду с карточками важно каждый раз перетасовывать. Только не спешите подглядывать, дайте памяти попробовать вспомнить самой.