Часто, преследуя собственные амбиционные, а часто и эгоистичные цели, желая доказать ближайшему окружению, что их ребенок самый умный и самый способный, родители спешат отдать его в учебное заведение как можно раньше.
При этом взрослыми игнорируются основные компоненты психологической готовности ребенка к школе, акцент делается совсем на иные аспекты. Насколько правы такие мамы и папы? Не лишают ли они тем самым малыша детства?
Родителей, которые отдают пятилетнего малыша в первый класс, может подвигнуть к этому опасная фантазия: мол, со временем ребенок вольется в коллектив и возрастная разница ощущаться не будет. Нельзя делать ставку на столь ненадежную теорию!
За время работы в школе практически никогда не встречаются семилетки, у которых были бы значительные трудности со школьной адаптацией, а вот пятилетних детей с такой проблемой — сколько угодно.
Самое печальное, что даже в пятом-шестом классе их будут подстерегать новые трудности в виде несовпадения возрастных интересов со своими одноклассниками, у которых на год раньше начнется подростковый период.
Психологическим особенностям готовности детей к школе и посвящен данный материал.
Компоненты психологической готовности ребенка к школе: основные аспекты
Основная масса родителей полагает, что показатель хорошей адаптации ребенка — это его готовность к обучению школе, то есть умение читать и писать. Психологической готовностью к школе называют наличие набора качеств, позволяющих прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.
Тем временем основными компонентами готовности ребенка к школе являются:
- Мотивационную готовность к обучению в школе, или наличие учебной мотивации.
- Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ребенку выполнять требования учителя.
- Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.
- Хорошее развитие фонематического слуха.
Как видите, в этих аспектах нет ни слова о технике чтения или каллиграфии.
Министерством образования России, а также и многих других стран СНГ запрещено тестирование детей с целью определения их психологической и педагогической готовности к обучению в школе.
Каждый ребенок может осуществить свое право на образование без учета уровня его подготовки, тем более проверки навыков письма и чтения. Даже в специализированные школы прием не может проходить с проверкой вышеперечисленных умений.
Этому ребенок должен научиться в самой школе. Надо ли говорить, что далеко не все учебные заведения придерживаются в этом буквы закона, зато знание букв самими детьми, а также наличие навыков чтения при приеме в школу стали чуть ли не обязательными.
Налицо невероятное несоответствие школьных запросов с законодательством и психофизическими возможностями самого ребенка. При установке основных критериев готовности детей к школе полагаться можно только на благоразумие специалистов, работающих в школе, и самих родителей.
Основные критерии готовности к занятиям в школе
Воспринимая психологическую готовность ребенка к занятиям школе как умение читать, писать и считать, вы изначально рискуете свернуть с дороги знаний на путь мировых рекордов, а там можно потерять многое: стремление ребенка узнавать что-то новое, удовольствие от процесса познания, взаимопонимание между вами и просто его здоровье.
Интересные занятия в компании мамы или папы еще никому не вредили. На уровне игры, ни в коем случае не заставляя, отводя на занятия 20-25 минут, вы сможете поддержать положительную школьную мотивацию и дать ребенку дополнительное время общения с вами.
Тем более что развивающими материалами пестрят полки книжных магазинов. Развивайте обобщение, логику, мелкую моторику, учите буквы и цифры. Ваше взаимодействие будет ценно и важно, но только если оно будет проходить в указанном режиме.
Главное — избежать подобия со школьными уроками с их строгой дисциплиной и оценками, а также погони за результатами в угоду родительским амбициям.
Мамы и папы, делающие упор не на основных критериях психологической готовности ребенка к школе, а на раннем развитии своего ребенка, не хотят для своего чада ничего плохого.
Но дело в том, что информации о психологических особенностях детей недостаточно, зато рекламы всевозможных методик и клубов раннего развития в избытке. А ведь такие компоненты готовности детей к школе, как особенности развития и восприятия в возрасте 5 лет в корне отличаются от запросов 6-7-летнего возраста.
Опасная эстафета в погоне за знаниями начинается еще в садике. Во многом детские сады забыли свое истинное предназначение: вместо того чтобы учить детей играть, их, увы, запугивают школьными нагрузками. Дети много времени проводят за столами, почти не уделяя внимания играм.
Учитывая особенности готовности ребенка к обучению в школе, для психофизического здоровья пятилетнего ребенка опасно предлагать ему учебу вместо игры. Предъявляя пятилетнему малышу требования семилеток, вы попросту пугаете его, ведь он невнимателен, неусидчив, плохо разговаривает, больше хочет играть, а не сидеть за книгой.
В нем попросту еще не сформировались ни потребности, ни физические возможности, ни мотивы, уместные для школьной деятельности.
Вспомните, разве вас не пугала перспектива самостоятельности, когда вы, в свои семь лет, думали о том, как будете жить без мамы и папы? Для серьезных жизненных шагов должно прийти время, созреть желание и возникнуть необходимость.
А в возрасте 5 лет ни о каких базовых компонентах готовности ребенка к обучению в школе речи не идет, все желания и необходимость малыша сводятся к одному — поиграть.
Именно этому мотиву отданы основные жизненные силы маленького человека и не только потому, что он маленький и несмышленый, а еще и потому, что для выживания в человеческой стае необходимо уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Пятилетний ребенок занят жизненно важным делом. С этого возраста детские игры усложняются. Чтобы чувствовать себя уверенно в группе сверстников, ребенку необходимы не только умение дружно играть, но и умение придумывать, интересные игры.
Именно такие ребята становятся желанными партнерами для любой детской компании. Проиграть, отрепетировать множество сложных жизненных, сказочных и социальных ситуаций — вот важнейшая работа пятилетки.
Мы учим наших пятилетних детей чтению и письму, забывая об их естественных потребностях. Как результат мы получаем читающих и считающих малышей, которым сложно взаимодействовать с другими людьми, ведь свою генеральную репетицию человеческих отношений — игру — они пропустили.
Более того, такие дети, скорее всего, будут считать, что школа — это сложное и скучное занятие. В пятилетнем возрасте настоящей родительской помощью будут лишние полчаса игры с ребенком, совестное изобретение новой забавы, изменение сюжета сказки, просто чтение интересных историй и сказок своему ребенку.
Еще одна неоспоримая заслуга игровой деятельности — это подготовка к учебе. Изначально познавательные мотивы проявляются как раз в игре и именно в ней эволюционируют в самостоятельную потребность.
Отдавая ребенка в школу слишком рано, не учитывая критерии готовности, родители совершают революцию, бросают малыша в бой, к которому он не успел подготовиться.
Родители, отдавших своих пятилеток в школу, думают о том, чтобы немедленно забрать его оттуда и отдать позже. Это возможно, и такие случаи не единичны. Ребенку придется расстаться с друзьями? — да. Трудно будет устроить его в детский сад? — да.
Зато разрешатся возникшие сложности, и когда ребенок возвратится в школу в следующем году, родители не пожалеют о своем решении.
Поговорите с учителем, которому доверяете, с психологом, родственниками — не оставайтесь в опасной компании своей проблемы, в надежде, что все уладится само собой.
Но жизнь сложна, и бывают ситуации, когда хотелось бы все исправить, да нельзя или не получается.
Какие особенности нужно учитывать при определении готовности ребенка к школе, как реагировать на оценки, ошибки, как делать домашнее задание — обо всем этом написано специально для вас и вашего маленького сынишки или доченьки, которым играть хочется больше, чем учиться, и они в этом не виноваты.