Психологическая травля детей и подростков или буллинг – явление чрезвычайно распространенное во дворе, в школе или другом детском коллективе. Практически никто не застрахован от конфликта со сверстниками, и порой жертвами становятся не только тихие, скромные дети, но и достаточно активные ребята, как бы они себя ни вели и какими бы характерами ни обладали.
С первой встречи со своими ровесниками ребенок может «пострадать» — его толкнут, заберут игрушку, не пустят на качели. В каждом коллективе (в детском саду, школе, секции) далеко не все окружающие будут его любить: кому-то он может быть неприятен, кто-то будет с ним не согласен, кто-то на него станет обижаться, кому-то он помешает. Это совершенно обычно и естественно. К этому надо быть готовым родителям и, по возможности, подготовить ребенка. Но если ребенка невзлюбит весь класс, вся группа, если его регулярно начнут обижать, обзывать, бить — это абсолютно ненормально и неприемлемо, к этому невозможно подготовиться, это очень тяжелое испытание. Но, к сожалению, никто из детей не застрахован от такой ситуации.
Почему одни дети травят других в детском саду или школе, в чем причины буллинга в подростковой среде или среди ребят младшего возраста?
Атмосфера в коллективе
Конфликт между незнакомыми детьми начинается с пустяка: не так посмотрел, не то сказал или просто одному не понравилось, как выглядит другой. Скорее всего, задира заранее настроен выместить свои накопившиеся негативные эмоции на ком-то, и тут ему подвернулся удобный незнакомец. Подобная стычка травматична для ребенка, в первую очередь своей неожиданностью. Скорее всего, этот неприятный инцидент может навсегда так и остаться единичным случаем в жизни ребенка. Но этот важный опыт дает знание: общение бывает разным, люди бывают разными, возможны и неприятные ситуации. Более трудный для ребенка опыт — взаимоотношение в коллективе сверстников. Особенно непросто складываются отношения, если ребенок — новичок в уже сложившейся группе. Некоторое время сверстники к нему просто присматриваются. Потом начинают проверять, провоцировать, пытаясь понять, с кем имеют дело, какой ярлычок на него можно навесить. Очень многое зависит от поведения самого ребенка, но еще больше от атмосферы в этом коллективе. Если коллектив заражен духом преследования, то все роли здесь уже распределены. Новенькому только и остается, что пополнить ряды преследователей или стать новой жертвой. Очень редко новичку удается остаться в стороне, быть просто наблюдателем. Выключенные из групповых связей дети находятся в группе риска, так же, как и те дети, которые сами стремятся отстраниться от «жизни коллектива». Без друзей, группы поддержки ребенок беззащитен и уязвим. И лидер-зачинщик либо подчинит новенького своей воле, либо сделает очередной жертвой, прибавляя себе уважения (основанного на страхе). Дети с ярко выраженной индивидуальностью также попадают в группу риска, потому что они независимы и самодостаточны. Это неприемлемо ни для лидера-зачинщика, ни для его приспешников. Лидер чувствует в подобном поведении угрозу своему положению и авторитету, он спешит показать «выскочке», кто тут главный (тот, кто сильнее). А последователи не терпят того, что кто-то может позволить себе стоять «в стороне от коллектива и не способствовать достижению общих групповых целей». Нежелание подчиняться общепринятым правилам и стилю жизни настораживает и раздражает живущих «по правилам».
Одно из объяснений жесточайшего истребления коренного населения Северной и Южной Америки конкистадорами — нравственное превосходство индейцев над колонизаторами. Последние не могли понять и принять доброжелательное отношение и гармонию с природой, в которой жили индейцы, которые, в свою очередь, очень сопротивлялись попыткам перестроить их жизнь на европейский лад.
Конформизм
Конформизм (от лат. conformis — сходный, подобный) — одно из социальных явлений, с которым сталкивается каждый человек. Психологи определяют его как приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
Однако, говоря о психологии травли в детском саду или так называемом «малышовом буллинге» ребенка его сверстниками, употреблять термин «конформизм» не вполне корректно. Соблюдение норм и правил поведения в обществе — основа воспитания подрастающего поколения. Следование образцам необходимо для развития ребенка на первых порах, его же требуют от ребенка и окружающие (родители, воспитатели, учителя). Но некоторые дети демонстрируют конформность как черту характера: все повторяют за сверстниками, ведут себя «как попугаи», бездумно подчиняясь мнению большинства, очень расстраивая этим своих родителей, которым хочется, чтобы ребенок имел свою точку зрения, а не следовал бездумно чужой указке, рос индивидуальностью. Такое желание родителей вполне обоснованно, ведь, согласно исследованиям психологов, высококонформные дети страдают комплексом неполноценности, зависимы, тревожны, чувствительны к мнениям и намекам окружающих. Они постоянно контролируют свое поведение и речь, чрезвычайно озабочены вопросом, как они выглядят в глазах окружающих, и часто сравнивают себя со сверстниками. Как бы ни возмущал родителей детский конформизм, важно понимать, что невозможно повзрослеть, не поддавшись хотя бы однажды «стадному чувству». Да и во взрослой жизни конформизм естественен. Статистика говорит, что в возрасте 12-13 лет не может противостоять давлению группы каждый второй человек, а в 19-20 лет — каждый третий. Другими словами, желание что-то делать и даже чувствовать «за компанию» с приятелями — нормальное явление, особенно присущее подростковому возрасту. Часто родители бывают напуганы его масштабом и стремятся как можно раньше привить ребенку желание быть индивидуальностью. Однако делать это надо аккуратно, с учетом личных особенностей ребенка. Иначе, как говорится, можно наломать дров.
Противопоставление большинству
Взрослый человек благодаря своему возрасту, характеру и жизненному опыту может противопоставить себя большинству, не испытывая дискомфорта. Но дети, особенно тревожные и неуверенные в себе, нуждаются в эмоциональном комфорте. Поэтому им так важно ничем не выделяться среди сверстников и обращать на себя поменьше внимания. Несоблюдение каких-то мелочей, кажущихся взрослым пустяками, обрекает ребенка не только на замечания со стороны учителей, но и, самое главное, на насмешки со стороны одноклассников.
Большинство детей учатся ценить свою индивидуальность постепенно, по мере взросления. Нельзя заставить ребенка чувствовать себя независимым от мнения окружающих, да и не нужно. Только почувствовав себя «таким, как остальные», т. е. ничем не хуже других, дети приобретают столь необходимую им уверенность и готовы перейти к следующей стадии развития личности — желанию подчеркнуть свою индивидуальность. Период конформизма в детской среде не только неизбежен, но и оказывает влияние на межличностные отношения (как, впрочем, и во взрослой). Например, в группе детей 10-12 лет нередко выделяются «самая красивая девочка» и «самый красивый мальчик». Объективно эти дети не обязательно должны быть красивее окружающих их сверстников. Звание первой красавицы (красавца) в классе может быть результатом отношения взрослых, которые оценивали их прилежание, аккуратность, успехи в учебе, а также титула «самых красивых» удостаиваются лидеры, умеющие обратить на себя внимание, уверенные в себе. Кроме того, первой красавицей в классе может прослыть девочка, в которую одновременно влюбились два мальчика-лидера. Об этом становится известно, и срабатывает так называемое «стадное чувство» — все мальчики считают своим долгом влюбиться в эту девочку. То же самое касается и пристрастий девочек—у них принято влюбляться «за компанию». Если девочке-лидеру приглянулся какой-либо мальчик, то все ее подружки тут же находят, что он достоин их внимания.
К сожалению, по такому же алгоритму происходит и отвержение детей в коллективе: два-три человека невзлюбили кого-то в классе, стали его изводить, а большинство их поддержало, не задумываясь о причинах и последствиях, просто подчиняясь общественному мнению.
В новом коллективе, где все дети, по сути, новенькие, конфликт зарождается и разгорается не сразу. Какое-то время дети привыкают к месту, педагогу, друг к другу. Набор характеров здесь обычно самый разнообразный: тихони, задиры, любители пошуметь и показать себя, заводилы, задумчивые, застенчивые, активные, медлительные — все эти несхожие, даже противоположные по характеру дети могут вполне мирно уживаться друг с другом на протяжении многих лет. Поведение детей отличается от поведения взрослых непосредственностью, наивностью и эмоциональностью. Они довольно быстро забывают о своих проблемах и неудачах. Они могут ссориться, а через несколько минут уже снова мирно играть вместе. Пренебрежение к сверстнику—результат соответствующего отношения к нему со стороны значимых взрослых. Именно их попустительство, несправедливость и равнодушие являются причиной школьного буллинга среди подростков или детей помладше..
К сожалению, нередко именно учителя невольно усугубляют ситуацию изоляции и отвержения некоторых учеников, сложившуюся в классе. А иногда провоцируют появление насмешек.
Специалисты, исследовавшие влияние учителя на отношения между одноклассниками, отмечают, что в начальной школе дети с большей симпатией относятся к детям, которых учитель часто хвалит, и не любят тех, к кому учитель равнодушен, кому делает много замечаний. В старших же классах чрезмерное захваливание отличников порождает их зазнайство и зависть к ним.
Любое противопоставление ребенка коллективу губительно для его репутации.
В жизни коллектива не существует мелочей, оброненное учителем между делом замечание, случайно исковерканная фамилия во время переклички — все это может стать если не пусковым механизмом для начала травли, то вовремя подброшенным топливом в разгорающуюся неприязнь. Ни в коем случае нельзя пускать на самотек процесс вхождения в класс новенького.
Не менее важно для благополучия ребенка и то, где и с кем он сидит в классе. Почему-то непринимаемых детей учителя всегда стараются посадить отдельно ото всех, усиливая тем самым их изоляцию. Или сажают с тем, кто не будет активно возмущаться, с тихими и неагрессивными детьми, такими же претендентами на роль отверженного. Конечно, не всем легко ужиться с отвергаемым ребенком, если он непоседа или назойлив. Но, посадив такого ребенка с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником, можно хотя бы обеспечить ему спокойное существование. Обычно же более активный и агрессивно настроенный ребенок обижает своего тихого соседа, не дает ему житья, но делает это весьма умело, исподтишка. И такая ситуация может продолжаться несколько лет, оставаясь незамеченной. Не выходя за пределы взаимоотношений «парты», она не менее травматична для ребенка, ведь изо дня в день ему приходится терпеть издевательства и давление со стороны одноклассника. А попытка избежать неприятного контакта может расцениваться педагогом как нарушение дисциплины.
Очень травмирует непопулярных детей ситуация распределения по парам или командам для работы на уроке или участия в каких-либо мероприятиях. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых некоторые дети могут остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассниками.
На уроках физкультуры учителя часто выбирают двух учеников и доверяют им формировать команды. Естественно, всегда остаются те, кого не хотят брать ни в ту, ни в другую команду. В процессе выбора они слышат, как капитаны обсуждают с выбранными: «Этого берем? Ну его! Мы из-за него проиграем. Тогда этого?»
А потом учитель сам распределяет оставшихся, которых встречают с недовольными гримасами.
Если в классе есть отвергаемые или просто непопулярные дети, то любые соревнования спровоцируют новый конфликт — в неудаче обвинят именно их.
Сказать, что взрослые слепы и не видят того, что происходит с детьми, нельзя. Чаще всего они либо не понимают размер бедствия, либо винят в происходящем отдельных детей (как правило, жертву, мол, сама все время их провоцирует). Ведь мы представляем себе жертву в виде непривлекательного, забитого, тихого или, наоборот, нервного, приставучего, неадекватного ребенка, который одним своим видом вызывает неприязнь, а поведением — раздражение. А нападающий, зачинщик травли, — это физически сильный, но не очень интеллектуально развитый ребенок. Ведь если жертва неприятна, то можно снисходительно понять травителя: его спровоцировали. А если гонитель агрессивен и недалек, то тут тоже все ясно: культуры и воспитания ему не хватает. Но нас шокируют ситуации, когда одни дети с прекрасными задатками и внешними данными отравляют жизнь другим — не менее симпатичным и способным! Увы, любой ребенок может стать жертвой и любой — гонителем, если ситуация сложится благоприятно для этого.
Отвергаемые дети
Ситуация отвержения в коллективе сверстников складывается всегда так, что гонимый становится неприятен всем окружающим: сперва только детям, но затем неизбежно и взрослым. Провокации со стороны товарищей и постоянные нападки проявляют только отрицательные, отталкивающие черты отвергаемого ребенка. Если изначально отвергаемый не очень хорошо управлял своими чувствами, не умел сдерживать эмоции, не мог правильно оценить мотивы и смысл поступков сверстников, то, став мишенью насмешек и издевательств, он и не учится это делать. Развиваться в таких условиях невозможно, единственная реакция психики на травмы — регресс. То есть все психические силы направляются не на преодоление сложившихся форм взаимодействия, перевод их на качественно новый уровень (достойный, уважительный, уравновешенный), а на закрепление и преобладание примитивных форм реакции: слезы, открытая агрессия.
Отвергаемый ребенок, с одной стороны, действительно, старается лишний раз не оставаться в компании отвергающих его сверстников. Ведь во всех общественных мероприятиях (поход на экскурсию, поездка куда-либо, постановка спектакля, генеральная уборка класса или территории школы) очень высока доля неформального общения. Именно тогда ярче всего расцветает ситуация отвержения. В обычной ситуации — на уроках и даже переменах — взрослые лучше контролируют все происходящее, и отвергаемому ребенку приходится терпеть только насмешки, худо-бедно пресекаемые педагогами, и небольшие пакости со стороны сверстников (толкнули исподтишка, спрятали портфель, забросили на шкаф спортивную форму). А наиболее опасных мест — раздевалок и туалетов, где детское общение почти бесконтрольно, жертва старается избегать. В поездке же или во время различных школьных мероприятий дети в меньшей степени подвержены пристальному вниманию со стороны взрослых, больше предоставлены сами себе.
С другой стороны, постоянный страх и унижение не способствуют вдохновению, проявлению инициативы, полету фантазии и развитию творческих способностей ребенка-жертвы. Получается, что отвергаемый ребенок не стремится участвовать в делах коллектива, даже избегает их, а если и участвует, то либо это участие незаметно, бесполезно, либо провоцирует конфликт (например, все обвиняют его в неудачах коллектива) или мешает (преследователи отвлекаются на него). Поэтому его отсутствие воспринимается взрослыми (педагогами и родителями других детей), как благо – все пройдет гладко.
Искажение ценностей
Если взять каждого рядового участника травли по отдельности — это неплохие, интересные дети. Наверное, даже добрые. И вдруг как будто в них вселяется какой-то бес. И дело не только в беспрекословном подчинении мнению большинства (пресловутом законе стаи, конформизме). Им хочется доказать окружающим (и себе), что они бесстрашны и плюют на запреты взрослых. Пощекотать свои и чужие нервы рискованным поведением — одно из самых любимых занятий подростков. Желание заявить о себе как о личности, выделиться, но так, чтобы это оценили окружающие, толкает ребенка на неблаговидные поступки. Особенно ярко проявляется это в подростковом возрасте.
В определенных обстоятельствах неподчинение правилам, различные проступки — это единственный путь быть принятым, стать «своим». Иногда для психологического благополучия подростку достаточно хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру. Подросток чувствует себя очень неуверенно, если не может поддержать беседу о последних сериях молодежного сериала или новых хитах популярного певца. Как бы ни тревожились родители из-за низкопробного содержания этих «художественных» произведений, они не смогут полностью оградить свое чадо от их просмотра, прочтения или прослушивания. И с тем, что ему запрещают дома, будет особенно любопытно познакомиться на нейтральной территории (например, дома у приятеля). Кроме того, он должен одеваться и говорить соответственно стилю, принятому в его окружении. Вообще, дети весьма изобретательны в своем желании соответствовать нормам сверстников.
Нередко самый «простой» способ стать своим — унижение других: непопулярных, слабых, непонятных. Детьми движет вовсе не жестокость, а желание быть похожими на тех, кто им кажется уверенным в себе. Признаками этой уверенности считаются как внешние атрибуты (особая одежда или «навороченные» гаджеты), так и сленговая речь, вызывающее поведение и публичное выражение презрения «хлюпикам и ботаникам». Происходит сужение сознания: самым главным и значимым становится нечто, на самом деле таковым не являющееся. Это приводит к искажению ценностей в представлении ребенка. То, что вне коллектива ему казалось неприемлемым и даже диким, теперь возводится в ранг добродетели, доблести, отваги. Не выдать товарищей, написавших бранные слова на доске, утащить под носом учителя портфель у жертвы, нахамить его мамаше, пришедшей «качать права». Все эти поступки, совершенные вместе со всеми, в азарте, или на глазах у всех ради одобрения и «общей цели» ребенок наедине с самим собой, возможно, вовсе не считает хорошими и достойными. Эти поступки противоречат тому, чему его учат близкие, что пишут в книгах. Но теперь понятия добра и зла стали новыми, цвета поменялись. И дети гордятся тем, что на самом деле заслуживает наказания, а не поощрения.
Жертва и гонители
Но и подвергаемый гонениям ребенок тоже пребывает в состоянии зашоренности, он как бы загипнотизирован происходящим и не видит выхода из ситуации. Ему кажется, что предложенные мучителями правила — единственно возможные в этом мире. Сперва он пытается просто уйти от конфликта, замыкаясь в себе, стараясь никак не реагировать на насмешки и провокации. Когда нападки становятся частыми и игнорировать их не получается, жертва начинает подражать своим преследователям: смеется их шуткам (даже тем, что направлены в его адрес), гоняется за обидчиками, полагая, что это такая странная игра, сбегает вместе со всеми с уроков, дерзит старшим, сторонится близких.
Этим всем жертва забавляет своих гонителей, ничуть не уменьшая нападок с их стороны. И тогда приходит сознание того, что он все равно не может соответствовать навязываемым правилам игры, идеалам группы.
Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить, и т.д. Подобно мухе в паутине, ребенок-жертва чем больше дергается, тем сильнее запутывается, увязает в ситуации. И тогда он решает, что лучшее — это замереть, затаиться в себе, ничего не предпринимая. Поэтому стороннему наблюдателю кажется, что всех все устраивает (в том числе, и жертву).
На самом деле, на первых порах преследуемые дети по-своему пытаются бороться и искать защиты у окружающих. Они очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжелое бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может если не перейти в стан преследователей, то стать равнодушным наблюдателем.
И попытки взрослых защитить жертву также терпят фиаско. Ведь забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но, чтобы и они никому не мешали». Обычно отвергаемый ребенок жалуется на преследователей классному руководителю. Тот пытается принять какие-то меры, ругает, наказывает преследователей, взывает к их совести. Однако скоропалительные и поверхностные меры не помогают переломить сложившуюся ситуацию, а только распаляют мучителей, не меньше, чем бессилие жертвы, неспособность к отпору. Да и сама жертва своим поведением, кажется, делает все, чтобы спровоцировать окружающих. И в конце концов у педагога опускаются руки, жалобы со стороны жертвы воспринимаются как обыкновенные ябеды и только раздражают. Если же кто-то из посторонних взрослых (другие учителя, библиотекарь, психолог или чьи-то родители) вмешается в очередной конфликт, окажет такому ребенку поддержку и защитит его, то впредь, встречаясь в коридоре со своим спасителем, ребенок будет приветливо здороваться, причем по нескольку раз на дню, и стремиться что-то рассказать, поделиться своими горестями.
Обычно всем кажется, что только уход преследуемого ребенка из коллектива способен изменить ситуацию к лучшему. Учителя, конечно, не готовы признаться в этом, но лишь вздохнут с облегчением, если это произойдет. Родители же более откровенны в разговорах с психологом, они уверены, что если удалить из коллектива жертву, то коллектив «выздоровеет». Однако о классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Последствия травли
Можно много говорить о том, как в детском коллективе формируется невыносимая ситуация, как вызревает неприязнь, анализировать причины конфликтов и особенности поведения каждого действующего лица травли. Но не менее важно говорить о последствиях травли, о тех «шрамах», которые она оставляет в душе каждого действующего лица. Ситуация отвержения и преследования травмирует психику каждого из участников и имеет наиболее пагубные последствия для личностного развития детей. Хотя любая ссора, любой конфликт со сверстниками для ребенка неприятны, травматичны. Это удар по его самооценке, но это и важный опыт: в жизни может быть и так, надо быть готовым. Не приняли в игру, обозвали мазилой, не захотели встать в пару, посмеялись над ошибкой, отняли игрушку, толкнули, ударили — от этого не застрахован ни один ребенок. Это неизбежно произойдет в жизни каждого ребенка и не один раз.
Межличностные проблемы
В старшем возрасте ребенка ждут и более серьезные межличностные проблемы: предательство, разлука, разочарование, ложь. И перенести это, справиться со своими переживаниями ему очень непросто. Однако когда изо дня в день он подвергается нападкам и издевательствам, ждет удара и оскорбления, когда ему совершенно непонятно, почему и за что именно его невзлюбили сверстники, когда складывается ощущение, что конца этим мучениям не будет, что никто и никогда не придет на помощь, это деформирует психику ребенка-жертвы.
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Асоциальное поведение
В своих попытках избежать издевательств, быть принятым, интересным для сверстников ребенок-жертва пробует разные пути. Но большинство из них приводят к еще большим проблемам. Например, в подростковом возрасте дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, нередко характеризующегося противоправным поведением. Более того, отверженные сверстниками и преданные взрослыми дети начинают мстить окружающим за все обиды, и компания агрессивных, асоциально настроенных сверстников как нельзя лучше подходит для этих целей. В определенных обстоятельствах жертва становится преследователем — как бы компенсируя пережитые самим унижения или из опасения повторения ситуации.
А может стать и зачинщиком травли в ситуации с более слабым — самоутверждаясь.
Отвергаемые подростки также «легкая добыча» для организаторов различных криминальных группировок или тоталитарных сект. Эти дети готовы пойти за теми, кто проявил к ним хоть каплю интереса и терпимости. Опытные вербовщики умеют сыграть на чувствах отверженного. Но это путь жертвы со стажем. Дети помладше для начала пробуют другие пути.
Ложь и хвастовство
Неуверенность в себе, потребность привлечь к себе внимание, стремление повысить свою значимость заставляют ребенка лгать. С помощью вранья и утаивания он надеется если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. Всеми осуждаемые хвастунишки — это обычно непопулярные у других детей ребята или дети с какими-то изъянами в развитии. Не находя в реальном мире того, что может повысить их ценность, они придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Отвергаемый сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Он хвастается несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной компании. Это может быть, например, какая-нибудь шикарная машина или редкая порода собаки. Ребенок рассказывает, как здорово было прокатиться на этой «супермашине» или как его любит эта «суперсобака». Часто дети придумывают свое родство с каким-нибудь известным человеком, и это, несомненно, способно повысить их статус. В большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и, в конце концов, он запутывается окончательно. А когда все раскрывается, он делается еще менее привлекательным для окружающих.
Воровство
Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может украсть дома деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
Стресс
И все-таки самое опасное в ситуации травли — это стресс, который переживает жертва. Пострадавший ребенок, несомненно, нуждается в помощи психолога. К сожалению, когда ребенком были я или мои родители, ни о каких психологах никто не знал. И дети, подвергавшиеся унижениям и издевательствам со стороны сверстников, должны были «выкарабкиваться» сами.
Сегодня многие психологи приравнивают последствия того, что ребенка травят одноклассники, к посттравматическому стрессу. Его последствия — повышенная тревожность, депрессия, иногда и неадекватная агрессивность (как защитная реакция у загнанного животного). Естественно, что ребенку, подвергавшемуся травле, сложно строить отношения с окружающими, доверять им.
В будущем у него не исключены проблемы в личной жизни — опять же из-за того, что сложно и страшно довериться другому, сблизиться с ним. Когда человека унижают, не уважают, ему сложно уважать себя и других тоже.
Любая травля — это стресс. Поэтому не важно, как долго ребенок был в роли жертвы. Но естественно, что чем дольше ребенка травили, тем дольше и сложнее будет психологическая работа с ним. Ведь в течение долгого времени ему внушалось, что он ущербный и все, что с ним происходит, это результат его неправильного поведения.
В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствуют возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Их представления об отношениях между людьми, о качествах характера могут сильно отличаться от общепринятых и очень категоричны.
Самое страшное последствие того, что ребенка в классе травят сверстники — это желание уйти из жизни. К сожалению, в основе большинства детских и подростковых суицидов лежит травля со стороны сверстников. Это финальный шаг человека, вставшего на путь самоуничтожения.
Безнаказанность буллинга
Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых.
А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.Современным технологиям буллинг обязан появлению еще одной своей разновидности. Как часто мы слышим о том, что подростки снимают на видео издевательства над изгоями и выкладывают их в Интернете. Это не является свидетельством повышения детской жестокости — в этом они берут пример со взрослых. Возможно, эти подростки воображают себя эдакими супержурналистами, насмотревшись криминальной хроники, сюжетов, снятых на камеры случайных свидетелей, и прочей шокирующей телепродукции (чего только стоят видео, выложенные террористами, где они терзают или убивают свои жертвы?!). Дети же «творят» свое реальное видео и жаждут внимания со стороны мира. Это продиктовано той же потребностью в самоутверждении, что лежит в основе многих издевательств. Вот, мол, на что мы способны. Плюс желание как можно более «публично» унизить жертву — на весь мир. Но есть другая, более тревожная причина подобных поступков. Боюсь, что в нашем обществе так велико сегодня это ощущение всеобщей безнаказанности, что дети и подростки даже не задумываются о последствиях собственных действий. Им не приходит в голову, что благодаря доступности и публичности этого видео их найдут и накажут. Они хотят всего лишь продемонстрировать свою силу, удаль, крутость и наказать жертву.
Можем ли мы защитить своих детей? Как не прозевать важный момент, не упустить время?
Как бы мы ни старались быть объективными в своих оценках происходящего с детьми, всегда возникает соблазн найти «крайнего», обвинить кого-то во всех проблемах и бедах. Часто звучит вопрос кто виноват в том, что в детских коллективах возникает ситуация травли? Ответ очевиден и однозначен — взрослые. Все взрослые, которые окружают детей, так или иначе провоцируют травлю (нередко своим попустительством).