Начало обучения ребенка в школе – очень ответственный и волнительный период в жизни родителей.
Но не стоит забывать, что для самого первоклассника это еще больший стресс, и задача взрослых членов семьи – максимально облегчить процесс адаптации.
Узнайте, как помочь ребенку адаптироваться в 1 классе школы в социальном, психологическом и физическом плане.
Основные трудности
Учителя младших классов прекрасно понимают, что первоклассники – это еще малыши, к ним нужен особый подход и помощь в приспосабливании к новым условиям.
Тем не менее, к школьникам с самого начала предъявляются совсем другие требования, нежели в детском саду.
Перечислим основные моменты, из-за которых у детей возникают трудности:
- Выпускная группа детского сада – это самые старшие дети в коллективе. Ребенок привык к этому статусу, но тут он приходит в школу и оказывается в числе самых младших, к тому же новичков. Подобная смена статуса может стать стресс-фактором, особенно если присутствует любого рода давление со стороны старших школьников.
- Ребенок попадает в новый коллектив, ему предстоит не только познакомиться с одноклассниками, но и выстроить с ними дружеские отношения. Также нужно «сработаться» с учителем – новым взрослым человеком в жизни малыша. Если ребенок по натуре стеснителен и не слишком общителен, могут возникнуть трудности.
- В детском саду малыши занимались преимущественно игровой деятельностью, в школе же процесс обучения формируется на основе познавательной деятельности. Если в выпускной группе сада проводились обучающие занятия, это будет большим плюсом для ребенка в начале школьного пути.
- Несмотря на то, что в детских садах четко соблюдается режим дня, в школе режим ужесточается. Например, чтобы сходить в туалет, ребенку нужно отпроситься с урока. Некоторые дети стесняются прервать учителя, еще и с просьбой деликатного характера. Да и просто высидеть на месте целый урок подвижным деткам нелегко. Здесь ответственность ложится на учителя, который должен обеспечить обучающимся физкультминутки.
- Требования к школьникам намного строже, чем к воспитанникам детского сада. Даже если в самом начале учебного процесса учитель не дает домашних заданий и не ставит оценки, ребенок учится следить за расписанием уроков, собирать портфель, носить школьную форму, дежурить в классе и т.д. Не всегда малыш стойко выдерживает такую ответственность. Родители, безусловно, помогают детям на первых порах, но главное – не снимать ответственность с ребенка полностью, а лишь подсказывать.
Изменение привычного жизненного уклада порой тяжело переносится даже взрослыми людьми, что уж говорить о малышах.
Министерство образования уделяет большое внимание моменту адаптации первоклассников, но и поддержка со стороны семьи играет далеко не последнюю роль в обеспечении комфортного эмоционального состояния новоиспеченных учеников.
Показатели успешной адаптации
Каждому родителю хочется убедиться, что его чадо комфортно чувствует себя в новых условиях.
Иногда капризы малыша списываются на смену обстановки, но у такого поведения может быть совсем другая причина, а непосредственно адаптация проходит легко и безболезненно.
По каким признакам можно определить успешную адаптацию ребенка-первоклассника к школе?
- Малышу нравится в школе, ему нравится учитель и воспитатель группы продленного дня, интерьер классной комнаты, особенности распорядка, например, дежурство или обеды в большой столовой.
- Ребенок гордится тем, что он теперь школьник, то есть в каком-то смысле взрослый. Если в шутку предложить вернуться в детский сад, малыш ответит решительным отказом.
- Первоклассник охотно рассказывает дома о событиях, происходящих с ним в школе, о новых друзьях, о том, чему он научился и что он теперь знает/умеет.
- Ребенок осознает, что дети ходят в школу получать знания, а не просто общаться друг с другом и проводить время, как это было в детском саду.
- У малыша появились новые друзья, он легко вспоминает их имена и внешность.
- Ребенок не переутомляется, он по-прежнему активный и жизнерадостный, нет проблем со сном.
- Первоклассник достаточно самостоятельный, сам переобувается и переодевается на физкультуру, ориентируется в здании школы, знает, где туалет, столовая, спортивный зал, может обратиться за помощью к взрослым при необходимости.
Особенность периода адаптации ребенка в школе в том, что малыш осваивается постепенно и этот процесс неравномерный.
Общительный ребенок может уже в первый день подружиться с соседом по парте и выучить имена половины класса, но при этом ему тяжело сосредоточиться на уроке и усвоить материал.
Нередко социальная и психологическая адаптация проходит легко, но первоклассник постоянно болеет. Будьте готовы контролировать все аспекты адаптации.
Признаки проблем с адаптацией
В особо трудных случаях детей, которые долгое время не могут адаптироваться в школе, направляют к психологу.
Но в большинстве ситуаций помогут простые советы родителям – проблемы адаптации ребенка-первоклассника к школе решаются грамотным подходом со стороны взрослых членов семьи.
Стабильно плохая успеваемость
Как ни странно, эта проблема обычно не связана с интеллектуальными способностями ребенка или его уровнем подготовки.
Причиной становится нескрываемое негативное отношение родителей к учебному процессу и/или особенностям школьной жизни.
Нередко родители обсуждают школьные вопросы при ребенке или в соседней комнате, но так, что он все слышит.
Родители переживают, что малыш будет болеть, уставать, конфликтовать с одноклассниками или учителем, то есть сами недовольны тем, что ребенок пошел в школу. Негативные установки откладываются в подсознании ребенка, что приводит к низкой успеваемости.
Также у родителей меняется система «оценивания» своего чада – хороший ребенок тот, кто хорошо учится, справляется со всеми заданиями и т.п.
Если родители демонстрируют (в любой форме) свое недовольство и разочарование в связи с тем, что ребенок не справляется с программой, то первоклассник получает неуверенность в себе и, как следствие, снижение успеваемости.
Важно изначально сформировать положительное отношение к школе и учебному процессу.
Объясните малышу, что он не должен пытаться заслужить родительскую любовь с помощью высокой успеваемости или каким-то образом оправдать ожидания взрослых.
Отрешенность
Некоторые первоклассники не могут сосредоточиться на теме урока не потому, что отвлекаются на игры или разговоры с соседом по парте, а потому, что погружаются в свои мысли.
Так ведут себя дети, которым не хватает внимания и заботы в кругу семьи, они привыкли находиться в мире собственных фантазий.
Такое часто случается в многодетных или неблагополучных семьях. Не допускайте подобного, чаще общайтесь с вашими детьми, особенно когда это нужно именно им.
Неудовлетворительное поведение
У малыша нет проблем с усвоением материала, но учитель постоянно жалуется на плохое поведение первоклассника.
Подобные действия со стороны ребенка – это способ привлечь к себе внимание взрослых.
Наказание – это тоже внимание, а получить его для многих деток не составляет труда. Уделяйте достаточно внимания ребенку дома, чтобы он не требовал его от других взрослых.
Вербализм
Многие родители уделяют пристальное внимание развитию речи дошкольника.
Высокий уровень развития речи становится предметом гордости для самих родителей: малыш рано заговорил, четко формулирует фразы, знает наизусть стихи, песни и т.д.
Такие дети привлекают внимание окружающих, становятся объектами умиления и восхищения. Но, делая ставку на речь, родители упускают другие направления, в частности образное мышление.
В школе выясняется, что задачи, требующие абстрактного, логического, образного мышления, не даются ребенку. Обычно в такой ситуации родители заставляют ребенка больше заниматься, демонстрируют недовольство, а малыш привык, что взрослые его постоянно хвалят, восхищаются его способностями.
Все это приводит к резкому падению самооценки первоклассника и в результате к стабильной неуспеваемости.
Уделяйте внимание развитию других навыков помимо речи, пусть ребенок больше рисует, лепит из пластилина, играет конструктором, осваивает различные головоломки.
В первом классе при небольшой нагрузке самое время подтянуть необходимые навыки.
Лень настоящая и ложная
Иногда, глядя на поведение ребенка, родители делают вывод, что малыш просто ленится – не хочет работать на уроке и выполнять задания дома.
Такое случается, если ребенок избалован – он делает только то, что ему хочется.
Но нередко лень является ложной, а поведение ребенка спровоцировано другими факторами:
- Ребенку недостает любознательности, нет должной мотивации на получение новых знаний.
- Малыш не уверен в себе, боится наказания за плохо выполненную работу и предпочитает не браться за нее вообще.
- Ребенок медлительный по натуре, он старается, но получается медленно, а родители упрекают его в лени, что приводит к стрессу и еще большей дезорганизации.
- Малыш не уверен, что способен правильно выполнить задание, боится, что его заставят переделывать, возникает тревожность и невозможность сосредоточиться.
Чтобы справиться с вышеперечисленными проблемами, важно выяснить их причину и проработать именно ее.
Скорее всего, дело не в учителе и не в условиях обучения, а в не совсем верном подходе родителей к воспитанию малыша.
Особенности психологической адаптации
Если ребенок не хочет ходить на занятия и выполнять домашние задания, неохотно говорит или вообще не говорит о том, что происходит в школе, значит, он еще не адаптировался психологически.
Помогут ускорить и облегчить адаптацию детей к школе в первом классе рекомендации психологов:
- Если ребенок к вам обратился, внимательно выслушайте его, дайте понять, что его переживания по-настоящему важны для вас. Никогда не высмеивайте малыша, иначе он окончательно замкнется в себе.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не ставьте в пример тех, у кого что-то получается лучше. Для ребенка это звучит как «ты плохой, другие лучше тебя».
- Чаще хвалите первоклассника, родительская похвала очень важна для детей, она придает уверенности в себе. Хвалите даже за мелочи, но не за обыденные вещи («молодец, хорошо покушал» — это для дошкольников).
- Если у ребенка что-то не получается, объясните или покажите, чтобы он повторил, но не делайте за него. Разумеется, маме проще самой смастерить поделку из природного материала, чем пытаться научить кроху, но подобными поступками вы лишь препятствуете адаптации.
- Учитывайте темперамент ребенка. Если малыш медлительный, выделяйте ему больше времени для выполнения заданий. Подвижным детям чаще устраивайте физкультминутки.
- Проявляйте заинтересованность, спрашивайте о событиях в школе, но старайтесь задавать конкретные вопросы. На «Как дела в школе?» вы, скорее всего, получите ответ «Нормально». Спросите, например, какую тему проходили на математике или чем занимались на переменах.
Можно считать, что психологическая адаптация успешно завершилась, когда малыш сам начнет с охотой рассказывать о своем школьном дне, отмечая в первую очередь положительные моменты.
Учитывайте уровень общительности ребенка, если малыш по натуре молчаливый, не стоит ждать от него рассказов взахлеб, по крайней мере, не должно быть негатива в отношении учебного процесса.
Особенности социальной адаптации
Проблемы с социальной адаптацией обычно свойственны тем детям, которые не посещали детский сад, а провели дошкольный период с бабушкой или няней.
В саду дети получают навыки общения со сверстниками и со взрослыми, осваивают понятие коллектива, привыкают к существованию общих правил. Если эти навыки не развиты, ребенку будет сложно влиться в коллектив детей, у которых уже есть соответствующий опыт.
Утром будите ребенка заранее, чтобы не подгонять его во время сборов и не портить настроение.
Прощаясь перед школой, не запугивайте («У тебя же сегодня контрольная!»), а пожелайте приятного дня.
Не набрасывайтесь с вопросами, как только ребенок вышел из школы, пусть придет домой, пообедает, отдохнет, а потом и сам охотно расскажет, как прошел его день.
Не спрашивайте «для галочки» — дайте ребенку понять, что готовы выслушать его, что вам действительно интересны и важны его впечатления.
По возможности поддерживайте общение с учителем и с родителями тех детей, с которыми ваш ребенок подружился.
Если ребенок рассказал вам о какой-то опасной ситуации, поставьте учителя в известность.
Если у вашего чада произошел конфликт с одноклассником, последнее, что нужно делать – выяснять отношения с родителями этого ребенка. Поговорите с учителем – знает ли он о конфликте, выслушайте его взгляд на ситуацию.
Обязательно объясните ребенку, как действовать, если подобное повторится, ведь ему в дальнейшем придется справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно.
Научите первоклассника не только отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.
Особенности физической адаптации
При смене режима дня и увеличении нагрузки стрессу подвергается не только психика, но и весь организм.
Кто-то резко теряет в весе, кто-то часто болеет ОРВИ, у кого-то повышается или понижается артериальное давление, могут появиться головные боли.
Отсюда капризность, проблемы с аппетитом, бессонница.
Сделайте физическую адаптацию первоклассника максимально комфортной.
В первую очередь оборудуйте рабочее место в детской, уделите внимание высоте стула и освещению, на столе должно быть достаточно свободного места. При работе за столом напоминайте о физкультминутках и следите за осанкой.
Старайтесь будить ребенка и укладывать спать в одно и то же время каждый день.
Обеспечьте сбалансированное питание, проконсультируйтесь с педиатром и пропейте с ребенком витамины.
Не позволяйте долго сидеть с гаджетом или перед телевизором, особенно в вечернее время.
Всегда прислушивайтесь к ребенку, окружите его заботой и дайте понять, что родители любят его несмотря ни на что.
Помните – любые трудности можно преодолеть, если вы готовы работать над проблемой.